Семь ступеней воскресения

Jun 04, 2007 13:29

В иудаизме, исламе и буддизме можно критиковать частности. Но в целом в них всё хорошо. Это всеохватные, убедительные, вдохновляющие системы. В них всё хорошо. Кроме одной вещи. Они отвергают воскресение Иисуса. И этого одного оказывается достаточно. Эти религии оказываются чужды воскресения как такового.

Иудаизм и ислам прямо отрицают, что Иисус воскрес. Буддизм отвергает телесное воскресение как таковое, вообще не видит в нем никакого блага. Если стремиться так умереть, чтобы уже никогда не родиться вновь, то стремление к воскресению становится просто каким-то издевательством, абсурдом.

Вера в воскресение одного Иисуса так важна потому, что она сама дает воскресение. Она делает это хотя бы в качестве примера. Примера того, как Некто настолько возлюбил жизнь, что, даже будучи предан и до смерти замучен, все равно вернулся к ней. Не разочаровался, не устал, не махнул на всё рукой. Его в дверь, а он - в окно. Ванька-встанька. "Врёшь - не возьмёшь".

Пусть мир лежит во зле. Пусть вся жизнь - сплошная дукха. Пусть всё ужасно и нелепо. Пусть кругом низость и предательство. Пусть кругом только гои и кафиры, заслуживающие смерти как награды. Пусть всё так. Но вера в телесное воскресение Иисуса все равно говорит нам, что жить стоит. И - что жить можно. Даже вопреки всему этому.

У воскресения есть свои ступени. Первое и самое простое - это возрождение. Возрождение к жизни, о котором слыхали мы все и которое переживали многие. "Ты меня воскресила" и т.п. Это воскресение чувств, вкуса к жизни, способности радоваться. Как бы прорываешься сквозь пелену уныния, омертвелости рецепторов, глухого отвращения ко всему. Начинаешь ощущать бытие и даже видеть красоту. Это воскресение-для-себя. Его знают и языческие религии с их дваждырожденными.

Второе воскресение - это воскресение-для-других. Когда вкус к жизни превращается в деятельность. Бодрость духа позволяет не только браться за какие-то дела, но и доводить их до близости к планируемым последствиям. Тут уже мир начинает ощущать тебя. Ты был потерян для него, а теперь ты снова в нем, и это заметно. Ты способен нести что-то окружающим. Ты зарабатываешь друзей и врагов. А если у тебя есть друзья и враги, значит ты не мертвец. Ты воскрес. Это воскресение уже больше свойственно христианам. Как бы там ни было, но они наиболее активны и плоды их деятельности наиболее заметны. Где христианство, там всегда что-то новое, спорное и даже порой пугающее. Где христианство, там жизнь.

Третье воскресение - это уже своего рода власть над жизнью. Если ты бодр духом, если ты любишь жизнь и если тебе все еще просто "что-то надо", ты можешь жить очень долго. Даже неопределенно долго. Не уставая, не разочаровываясь. Йоги говорят, что они могут жить, сколько захотят. Но христиане не йоги, они слишком активны. Они не прячутся в леса, а идут на баррикады, на войны и проч. Они то и дело вызывают огонь на себя. То и дело достают своей активностью до такой степени, что нарываются на неприятности. Вплоть до летального исхода. "Как хочешь умереть - сразу или помучиться?" "Хотелось бы, конечно, помучиться".

Физическое бессмертие без воскрешения - это запечатление смерти, вечное умирание (нечто вроде вечной агонии, то есть фактически то же, что ад). Это когда тебе незачем жить, да и жить не хочется, а умереть ты не можешь. "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Отк. 9:6). Не такова ли участь Агасфера?* Воскресший презирает смерть, он готов умереть (хотя и не "просто так"). Именно это "легкое" отношение к жизни и делает её полной. "Сберегший жизнь свою потеряет ее; а потерявший жизнь свою ради Меня сбережет ее" (Матф. 10:39; заменил "душу" на "жизнь"). См. очерк "Свобода и смерть".

Четвертое воскресение - это слава. Некий предел результативной деятельности, ее ореол, венец. Платон говорил, что слава - мост от смертности к бессмертию, единственный способ для бренного существа запечталеть себя в вечности. Древние египтяне считали бессмертие имени и образа - половиной бессмертия как такового. В христианстве "слава" осмысляется по-своему (см. иконы "Христос во славе", "Дева Мария во славе" и т.д. и богословский комментарий к ним).

Пятое воскресение - это посмертная жизнь в том, что ты делал при жизни, в своем деле и его последствиях. Ты уже умер, но у друзей и у врагов впечатление такое, будто ты все еще жив. Твои произведения не забыты, но продолжают производить впечатление и доносить твою мысль; твое предприятие не рухнуло без тебя, но продолжает развиваться; те, кого ты вырастил и воспитал, не сбились с пути, но продолжают воплощать начатое тобою и даже во многом подражают тебе, по-своему воспроизводят тебя в своих действиях.

Шестое воскресение - это вечная жизнь тела, его нетление. Древние египтяне почитали его второй половиной бессмертия, и потому занимались мумификацией. Христиане почитают его как удел тех, кого именуют святыми. Любовь к жизни была настолько сильна в них, что даже когда дух покинул тело, оно продолжает каким-то образом жить и по-своему помогать живым (мироточение, целительность, чудотворность). Это тоже вариант физического бессмертия. Но такой, на который едва ли польстятся те, кто продолжает умирать в своем эгоизме. "...если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Иоан. 12:24).

Наконец, седьмое воскресение - это телесное вознесение. Одни говорят о телесном вознесении минуя смерть. Так рассказывают об Илие и Енохе, а мусульмане так учат об Иисусе**. Другие говорят о телесном вознесении после смерти и последующего воскресения, как было с Иисусом. Многие христиане верят, что, помимо Иисуса, этого удостоилась его Мать. Правда, одни говорят, что сначала было ее успение, потом воскресение, а уже потом она, по-видимому, вознеслась. А другие - что и успения не было, а вознеслась она, не изведав смерти. Из последующих христиан ни апостолы, ни святые как будто не пережили ничего подобного***. А жаль.

Добавления

*Давать вечную жизнь невоскресшему - все равно что давать гарем красивых женщин импотенту. Только мучить. В конечном итоге он их непременно поубивает.

**Правда, по их воззрениям, Иисус все равно должен вернуться на Землю и умереть. Уже и могилу приготовили.

***Считается, что этот опыт ожидает их в конце времен. Как это контрастирует с мусульманским учением: у христиан сначала умирают, чтобы потом вознестись; у мусульман сначала возносятся, чтобы потом умереть.
Previous post Next post
Up