Feb 10, 2008 16:19
В начале третьего века на Западе Римской империи возникло монархианство. Это учение о Троице, в котором защищается монархия Бога Отца. В нем выразилось первое опасение отступить от исконного монотеизма и впасть в политеизм тритеизма - учение, представляющее под пониманием Троицы веру в трех Богов. Монархиане учили, что один только Отец - Бог; в учении же об Иисусе Христе и Святом Духе они делились на два направления: одни учили, что Христос - человек, на которого сошла Божественная Сила, сделавшая Его Сыном Божиим и совсем особым образом соединившая Его с Отцом. Другие же, что Отец, Сын и Дух - это три разных модуса, явления Единого и Того же Бога в мире. Сначала Он открывается как Отец, затем как Сын и, наконец, как Святой Дух. Это учение было названо модализмом или савеллианством, по имени лидера этого богословского направления ученого римского пресвитера Савелия, отлученного от Церкви при папе Каллисте (217-222). В полемике с этими ересями возникают первые попытки дать православное определение Троического догмата, выразить его в понятных для современников словах. Для всякого же мыслящего человека это был язык греческой философии. На Западе Тертуллиан, на Востоке - Ориген приложили огромные усилия для того, чтобы христианское Откровение о Боге Троице стало доступно для восприятия. Несмотря на кардинальное различие представленных ими триадологоических концепций, обе они грешат одним недостатком: обе принимают то самое отожествление Бога с Ипостасью Отца, которое привело к монархианству. В этих учениях Троица не просто раскрывается, а возникает в творении космоса. Возникновение это обусловлено процессом творения. Во взаимоотношениях Трёх устанавливается иерархия: Отец - Сын - Святой Дух, в которой только Отец является истинным Богом, а Сын и Дух, или посредниками или силами, употреблёнными Богом во время сотворения космоса.
монархианство,
монотеизм,
монадизм,
модализм