Модализм как ответ на гностицизм

Feb 10, 2008 16:11

У гностиков единый Бог разворачивался в целый ряд эонов, и некоторые богословы Церкви, желая опровергнуть гностицизм, который фактически означал многобожие, приходили к тому, что вовсе отрицали Святую Троицу. Такое учение получило название "модализма" - по своему существу, или савеллианства - по имени ересиарха. Модалисты учили, что Святая Троица это единый Бог, который проявляется в трех различных модусах, откуда и название "модализм". Некоторые модалисты понимали это тройственное самораскрытие Бога в чисто историческом плане - сначала Бог раскрывает себя человечеству как Отец, потом, после Рождества Христова, как Сын, и наконец, как Дух Святый. Согласно этому учению получалось, что на Кресте Голгофском страдал сам Отец, и потому последователей его называли патрипассиане, т.е. те, кто учил о страданиях Отца.
Другая неправильность в понимании догмата троичности, которая неоднократно встречается в первые века, - это субординационизм (от лат. "субординацио"), - учение о том, что Сын и Святой Дух - суть служебные орудия Отца, хотя и личные, но все-таки подчиненные и неравночестные Ему. Здесь отрицается единосущие и равночестность трех Ипостасей. К такому заблуждению были особенно склонны богословы, испытывавшие влияние греческой философии, потому что платонизм понимает Божественное начало именно так - в смысле субординации. (Вы знаете неоплатоническую триаду: единое, ум, который ниже единого, и душа, которая еще ниже, чем ум).

http://blogs.mail.ru/inbox/kotov68/7E62072E4EC1FC17.html

так политеизм гностиков породил монотеизм модалистов, который в свою очередь породил арианство, хотя последнее питалось и субординационизмом и гностицизмом (т.е. было развитием своей собственной политеистчиеской традиции)

гностицизм, субординационизм, модализм

Previous post Next post
Up