Манихейство

Jan 20, 2008 19:45

Древнее персидское учение о вечной борьбе между началами добра и зла. Основатель учения - мистик Мани (216 - между 274 и 277). Это персидское учение распространилось на территории от Северной Африки до Юго-восточной Сибири.

Мани происходит из Вавилонии, что располагается на реке Тигр. Город Ктесифон, в котором родился Мани, в III в. стал столицей Парфянского государства, а затем - персидских царей династии Сасанидов. Мани принадлежал к аристократическому парфянскому роду по линии матери.

В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени эта культурная полифония оказала влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же парфяне толерантно относились к другим вероисповеданиям, не смотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

Отец Мани, Патицций, стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов (“крестящие сами себя”). В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то, что Паттиций был уже женат на красавице, которая ждала от него ребенка, он принял решение ен входить в покои своей жены и поселился вместе с членами обшины. Время от времени он посещал дом, оказывал финансовую поддержку жене, растившей сына. Когда сыну исполнилось 4 года, он забрал его в общину. По преданию, Мани стали посещать видения в возрасте 12 лет, в которых ему являлось то, что ему предстоить выполнить миссию - принести людям весть об освобождении. В 24 года его духовный “близнец” провозгласил то, что ему пора приступить к благовестию истины.
В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и иудео-христианства. Дуализм манихейства следует отнести к иудео-христианству. Он выражается в том, что, как говорил Мани, в мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. От Царства Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Злшо проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

Из индуизма в манихейство пришли представления о цикличном течении времени. Так, присутствие добра и зла в мире зависит от эпохи, в которой живет человечество. Степень соотношения добра и зла также напоминает модель индуизма - в самом начале существовало абсолютное и идеальное равновесие между светом и тьмой - свет был в вверху, а тьма - внизу. Второй и третий космический циклы больше напоминают сценарий зороатризма, где борьба между предводителем зла Ариманом и олицетворением добра Ахур-Маздой, завершается победой последнего. В течении второго времени добро и зло смешиваются, между ними идет борьба, а во время третьего периода должна окончательна произойти победа добра над злом.

Представления о мировом дереве являются культурным архетипом индуизма, шаманизма, нордических религий. Особенность манихейства зпелючается в противопоставлении древа жизни и древа смерти.

Высшее Божество в манихейства - правитель Царства Света, который представляет собой воплощение лучших качеств и пяти доблестей (ум, знание, мысль и осмотрительность). Его божественные черты проявляются в 12 качествах (12, по этой причине, - священное число), таких как верховная мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет.

Противостоит Царю Света Царь Тьмы, он правитель “темной” земли и пяти миров - огня, дыма, ветра, воды, тьмы. Они противостоят пяти светлым элементам, которые находятся во владении Отца Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Темные элементы тяготеют вниз, а светлые - вверх. В дальнейшем, когда противостояние увеличивается, правитель Царства Света посылает своего единородного сына (Первочеловека) в Царство Тьмы для борьбы с мировым злом. Первочеловек вооружен светлыми элементами, котоыми его наделяет Правитель Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир), но хитрый князь Тьмы усыпляет его и похищает эти элементы. Усслышав воззвание Первочеловека, Отец направил к нему Дух Живой, Друга Света и Великого Зодчего. В этой троице центральной фигурой выступает Дух Святой. Хотя Первочеловек был освобожден, “запертые частицы света” так и остались захвачены князем Тьмы. Дух Живой создал затем из частиц света, не затронутых тьмой солнце и луну, а из света, уже затронутого тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был создан из поверженных демонов (из костей - горы, из шкур - восемь небес). Тем временем, силы тьмы создают два пола, воплощенных в Адаме и Еве, для того, чтобы привязать легкий дух и тяжелому физическому телу. В мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине - темные.

Символизм тьмы привесен Мани из гностицизма, распространенного во времена раннего христианства. Тьма представляет собой следствие угасания света, согласно гностикам, которые полагали, что когда-то мир был полон истинного знания.

Спасение человека, согласно манихейству, возможно лишь тогда, когда он осознает свое положение в мире зла, проснется ото сна невежества. Подобно первочеловеку, человек должен воззвать о спасении, воззвать, с пониманием того, то иначе ему грозит неминуемая гибель.

Мани осуществлял активную миссионерскию деятельность. Каждый день его был занят в беседах и написании посланий своим ученикам в других странах. Скоро егщ имя стало известно не только в Иране, но и в Китае, Индии.Человек, стоявший рядом с Мани, ощущал исходившую от него благодать.

По возращению Мани в период правления сасанидской аристократии, к нему отнеслись осторожно. Царь Бахрам I приказал своему верховному жрецу вступить с ним в спор. Жрец-зороастр, зная о силе проповеди Мани, попросил его продемонстрировать одно из чудес, в качестве демонстрации истинности его веры - Мани предлагалось проглотить расплавленный свинец. По преданию, Мани отказался демонстировать истинность учения чудесами и потому был либо казнен правителем, либо заточен в тюрьму.

Манихеи часто критиковали христианство, а точнее - евангельского Иисуса Христа, которого они не считали истинным спасителем. “Истинного Христа” они не считали богочеловеком, а чистым божеством. Христос лишь пользовался обликом человека, чтобы проповедовать перед людьми. Спасение, которое давал дюдям Христос, осуществлялось посредством истинного знания (гнозиса). Посланником истинного Христа выступал Мани, который и был просветителем и утешителем людей (по-гречески, его звали “параклет” - “утешитель”.

Жизнь манихеев проходила в строгом соответствии с их учением. Овощи и фрукты они считали продуктами света, а мясо - продуктом тьмы. В конце концов, они превратились в строгих вегетарианцев, что во многом их сблизило с буддистами в Китае, которым в то время звпрещалось есть мясо. Вся жизнь манихея направлялась на “собирание” частиц света. Постепенно в манихейском обществе выделились два слоя - избранные и слушающие, что соответствовало двум ступеням спасения. Избранные вели аскетческий образ жизни, селились в хижинах, крытых травой, или пещерах. Фактически, это был слой жречества, которому был уготовано окончательно спасение. Слушающие - манихейцы, которые не смогли отказаться полностью от мирской жизни. Они служили изьранным тем, что готовили им пишу, заботились за ними. Избранные же в свою очередь посвящали их в тайны своего учения. Через избранных слушающие тоже могли достигнуть освобождения души из темницы тела. Происходило это таким образом, что в следующей жизни, слушающий мог родится в теле избранного. Избранные имели ответственность не только за себя, но и за слушающих. Манихейцы обычно вели аскетический образ жизни. В монастырях священнослужителям разрешалось жить лишь во время болезни (и во время весенней распутицы), во все остальное время они странствовали и везде, куда они не приходили, рассказывали об их чудесах.

Мани с самого начала стремился распространить учение за пределами персидского государства. Поэтому он предпринимал столь сложные путешествия и среди его учеников встречались представители разных народов - греки, индусы, китайцы. По преданию, Мани говорил о том, что все другие учения первоначально предназначались лишь для для отдельных народов и лишь потом стали распространяться за пределами этих стран, христианство - за пределами Иудеи, буддизм - Индии. Мани же с самого начала объявил, что его учение предазначено для всех. Несмотря на призывы к свету, учение Мани преследовалось как на Западе, так и на Востоке. В V в. н.э. оно стало распространяться как маздакизм, по имени жреца-манихейца Маздака, который снабдил манихейство еще и социальной доктриной уничтожения неравенства.

К концу III в. манихейские общины существовали практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Самым знаменитым последователем манихейства был Августин Аврелий (354 - 430). В течении 9 лет Августин был Слушающим при манихейском Избранном. Некоторые манихейские идеи нашли отражение в его произведении “О граде Божьем”, где он говорит об историческом процессе как о вечной и непримиримой борьбе добра и зла.

Манихейство было вытеснено из христианского и мусульманского мира. В Китае первыми носителями Учения Света стали уйгуры - торговый народ, живший на северных и северо-западных границах. Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Проповедник Михр Ормузд рассказал ей об основах учения и преподнес священные писания Мани. Императрице понравился проповедник и стройное учение о противостоянии двух царств. Впоследствии, несмотря на критику манихейства со стороны буддизма в Китае, к учению при дворе относились терпимо. Манихеи открыли свои храмы в крупнейших городах Китая. Особенно содействовали распространению манихейства уйгуры, жившие на северных и северо-западных границах страны. Уйгуры защищали рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, поэтому при династии Тан им было официально проповедовать свое учение, строить монастыри. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как секту буддизма. По-китайски манихейство называлось “монинцзяо” (учение полированной жемчужины) или просто “минцзяо” - учение света. В Китае христианские идеи, которые вобрало манихейство воспринимались как даосские или буддийские. Например, идея Света и Тьмы воспринималась ими как космическое различие инь и янь, темного и светлого в китайской космогонии. В китайской натурфилософии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), которые весьма сходны с элементами света манихейцев. Поскольку манихейство считали “своим” в Китае, оно просуществовало там дольше, чем в Персии. Они активно действовали вплоть до 19 века.

Официальное отношение к манихейству начало меняться, когда они проиграли несколько сражений киргизам. Тогда императорский двор признал манихейство опасным и приказал запретить все монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, “императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты”. Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, а часть отправилась в провинцию Фуцзянь, где до последнего времени еще можно было наблюдать манихейские обряды. Там они маскировались под даосские общины, которые также занимались гаданием, врачеванием. Когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские даосские чиновники рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. Марко Поло во время путешествия встречал манихеев, которых принял за христиан.

Манихеи впоследствии восстановили свое официальное признание. Основатель новой династии Мин (которая, также называлась “светлой”), Чжу Юаньчжан называл себя “великим и малым правителем Света”.

Из энциклопедии «Аванта +», серия «Религии мира»

http://www.philosophy.ru/edu/vgu/moni_tmp.htm
_______________

манихейство, политеизм, типология религий, дуализм

Previous post Next post
Up