Триединство (Марк Раик)

Sep 19, 2007 20:13

Триединство[ 1], пожалуй, самое сложное из всего, что нам предлагает Творец. Так как истинный смысл этого лежит за пределами нашего понимания, нашего "здравого" смысла и потому никто не в состоянии постичь его суть, и принять триединого Бога следует верой, мы в определенной мере можем обосновать эту веру, основываясь на творении и Библии.

Бог открылся людям трижды: прежде всего в своем творении (все мироздание, живая и неживая природа, животный мир и человек, космос); затем в Своем Слове (Священное Писание) и, наконец, в Своем Сыне Иешуа, нашем Господе. Каждое откровение дает достаточное представление о всемогущем Творце, и все они дополняют друг друга.

Отец, Сын и Дух Святой - это не три Бога. Каждый обладает всеми качествами Бога: каждый всемогущ, каждый первый и последний, каждый обладает верховной властью. Трое одновременно не могут быть первыми и последними, трое не могут быть всемогущими, иметь верховную власть, то есть обладать всеми божественными качествами. Все три личности равны и все три - Бог, но Бог ОДИН!

Это не три формы одной личности (как, например, вещество в трех состояниях: вода, лед и пар). Они отличны одна от другой: распят был только Иешуа, во время крещения Его Иоанном Крестителем снизошел Дух в виде голубя - другая Личность, говорил Отец - третья Личность.

Это не три части одного целого, каждый - всецелый Бог. Не понятно? Мне тоже.

Что говорит о триединстве Библия? В ней нет слов "троица", "триединство", но там нередко говорится о Боге во множественном числе. Элохим - это форма множественного числа. Уже в самом начале Священного Писания читаем: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26); "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас" (Быт. 3:22), "...кто пойдет для Нас?" (Ис. 6: 8). Далее. К Аврааму приходили трое. "И явился ему Господь у дубравы Мамре... Он возвел очи свои... и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18:1, 2). (См. также Быт. 18:8-10). Каждый из трех - Бог.

Отец есть Бог. Это не вызывает ни у кого ни сомнений, ни возражений. Притом Он не абстрактная идея, мысль, информация, что-то бестелесное. Конечно, и все это тоже, но прежде всего Бог - это Личность, со всеми присущими ей свойствами. Это и естественно. Если Бог создал нас личностями, то Сам Он тоже Личность, притом не только, а много больше.

Иешуа есть Бог. Сам Иешуа не раз говорил о Своей божественной сущности. Например: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:7-10). Еще один довод. Когда Фома убедился, что перед ним воскресший Иешуа, он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28). Для благочестивого и богобоязненного еврея признать в человеке Бога было не простым делом, ибо евреи верили в одного Бога, Который был бестелесным. Для евреев Бог был Дух, а не человек.

Писание неоднократно подтверждает божественную природу Иешуа как Сына Божьего: "Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам" (Ин. 5:20); "...и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог" (Рим. 9:5) и др. Сын - это понятно, но Он же равен Богу, Он же и Бог?!

Иешуа - не только Человек, но и Бог. Он обладал не только качествами человека, которые были для Него естественны, но и божественными. Качества Иешуа, присущие только Богу. Он: вечен (Ин. 8:57, 58); всесведущ (Ин. 2:24); вездесущ (Мф. 18:20); всемогущ (Быт. 17:1); неизменен (Евр. 13:8).

Его всемогущество подтверждается чудесами, которые Он совершал. Притом некоторые из них были предопределены, чтобы доказать Его божественную сущность. Когда Иешуа исцелил слепорожденного, Его спросили: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" На это Иешуа ответил: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии"(Ин. 9:2, 3).

И, наконец, самый весомый аргумент Его божественности - это Его воскресение. Доказательство Его воскресения не выходит за рамки нашего человеческого понимания. Доступность этого доказательства для нас, людей (многочисленные свидетели Его смерти и последующие явления), еще раз показывает глубокую продуманность всех Божьих свершений.

Святой Дух есть Бог с присущими Ему божественными свойствами. Он вездесущ, всесведущ, всемогущ, неизменен и вечен. То, что Святой Дух есть Бог, не вызывает вопросов, но то, что Он Личность, следует аргументировать. Как всякая личность, Он обладает достоинством, Он говорит, учит, руководит, Он может испытывать огорчение, другие чувства. При этом надо четко представлять, что Дух Святой - это много больше, чем личность.

То, что каждая из трех личностей является Богом, понять и принять можно, хотя это не очень сообразуется с представлением о том, что Бог один, других богов нет. Но как понять, что вместе и каждый - есть целое, самодостаточное Божество? Это непостижимо. Это тайна. И это ведь вполне естественно, ибо, как сказал Августин: "Если вы способны постичь Его, то Он не Бог". Но, глядя на творение, можно видеть аналогию, не подобие (нет Ему подобного), а аналогию триединства в творении, что делает для нас более удобным восприятие триединства Бога и укрепляет основу веры в триединого Бога.

Прежде всего сам человек. Он тоже триедин: плоть (тело), дух (сознание) и душа (жизнь, одушевляющая плоть, идентифицируется с кровью). Об этих понятиях можно много рассуждать, но это не входит в задачу настоящей статьи.

Глобальный же аналог - это вселенная, явленная нам материей в пространстве и во времени. Эти три составные части неотделимы одна от другой, не могут существовать раздельно. Материя немыслима вне пространства и вне времени так же, как пространство и время не существуют сами по себе. Пространство - это как бы место обитания материи, и это происходит в определенное время.

И каждая из этих составных частей мироздания, в свою очередь, тоже троична, триедина! Пространство трехмерно, грубо говоря: длина, ширина и высота, или три оси: лево-право, вперед-назад и вверх-вниз. Трехмерность пространства очевидна, естественна, мы к ней привыкли. Мы редко задумываемся, но одномерность даже представить невозможно. Ведь любая линия, какой бы тонкой она ни была, имеет толщину. Это только в математике существует понятие бесконечно малой величины, это понятие абстрактное, и изобразить линию можно только в двухмерном пространстве, которое существует тоже только в нашем воображении. К тому же линия бесконечна, она занимает все пространство. (До сих пор, хотя с того времени прошло более 45 лет, в моих ушах звучит голос моей учительницы математики: "Прямая мыслится неограниченной!") Также и плоскость: она неограниченна, она простирается на все пространство. И хотя плоскость, как и линию, можно представить, но за нею нет никакой реальности, ее нельзя осязать. И отдельно, самостоятельно ни одно измерение не существует. Их существование возможно лишь в единстве. И существование реальности возможно только в трехмерном пространстве. Здесь необходимо отметить, что в науке, кроме обычного, реального, пространства, нашедшего отражение в геометрии Евклида и аналитической геометрии в трех координатах (X, Y, Z), имеется и понятие "математического пространства", включающее различные виды пространств (проективное, афинное, конформное), в том числе и многомерное, которое возникло из формального обобщения обычной аналитической геометрии: с трех координат на n. В механике и теории относительности пользуются четырехмерным пространством, присоединяя к трем пространственным координатам в качестве четвертой время. Это пространство, хотя и имеет определенный смысл, все же является абстрактным. А этот определенный смысл его обусловлен тем, что пространство не существует вне времени. Нереально и многомерное фазовое пространство, широко используемое для изучения различных явлений в механике, теоретической физике и т. д., но это лишь аппарат для исследований, реальным же является исключительно трехмерное пространство.

Триединство времени в достаточной степени наглядно. Никто не оспаривает, что время представляется прошлым, настоящим и будущим. Также вполне понятно, что все когда-то (в самом начале) было будущим. Мы исходим из того, что "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть" (Ин.1:1, 3). То есть был вечный Бог, и никакого времени и вообще ничего не было. Так вот, все, чему предстояло быть, было будущим.

Затем по мере того, как все происходило, это произошедшее становилось прошлым, прошедшим. Сам же момент, время действия, проистекания процесса являлось настоящим. Будущее становится ощутимым в настоящем, очень быстро переходящим в прошлое. Человек воспринимает время в настоящем, но понимает его реальность и в прошлом, и в будущем. Картины прошлого, как и представления будущего, реализуются через восприятие их в настоящем. Время: прошлое, настоящее и будущее - нераздельно, оно постоянно перетекает из будущего в настоящее, а затем в прошлое. Оно едино. Время немыслимо вне пространства, оно не существует само по себе. Так будет до конца времен, когда перестанет быть мир, исчезнет время, не будет пространства, останется только вечность.

Попутно следует отметить, что время, как и пространство, не является чем-то неизменным. Известно, что пространство (реальное трехмерное) может при определенных условиях искривляться, а время течет по-разному, в зависимости от скорости инерциальной системы (системы координат), в которой рассматривается явление.

Триединство материи. Пространство заполнено материей, оно материально, материя не существует вне пространства, а пространство немыслимо без материи. Вакуум, то есть пустота, тоже материален, например, пронизан магнитным полем. И все это не может существовать вне времени. Сама же материя - это энергия, то есть материя существует в виде энергии, переходя из одного ее вида в другой. Энергия - это способность производить работу. Указанная способность проявляется в движении, в одной из ее форм. Энергия порождает движение, движение осуществляет работу. Формы движения разнообразны, механическое движение - простейшая из этих форм и наиболее наглядная и доступная для изучения. Результат движения представляется явлением. Мы говорим о материальных явлениях, а нематериальных явлений в материальном мире нет. Напомним, что нематериальной является идея, мысль, сознание, но носителем идеи остается материя. Таким образом, материя триедина в энергии, движении и явлении. Энергия - это источник, причина движения. Энергия проявляется в движении, которое можно изучать, измерить (и таким образом энергию тоже). Результатом движения выступает явление. То есть энергия обнаруживается в явлении. Эти три субстанции, три сущности нерасторжимо связаны и не существуют отдельно, каждая из них и есть материя, есть не часть, а целое.

Более просто, да, пожалуй, и примитивно, можно представить триединство материи как триединство вещества. Всякое вещество существует, а точнее, может быть получено в трех видах: твердом, жидком или газообразном (парообразном).

Все сказанное не есть доказательство триединства Бога. Такого доказательства нет и не может быть в принципе. Приведенная аналогия триединства материи, пространства и времени далеко не полная. Да, они не могут существовать отдельно, но каждая из них не есть триединая вселенная. Часть не есть целое, тогда как каждая составная часть триединого Бога - совершенный Бог. Приведенными аналогиями мы лишь постарались подвести какой-то фундамент под веру в триединого Бога, показать, что вера наша не слепа, она опирается на свидетельства, которые предоставил Творец созданному Им человеку. Ведь если весь мир троичен, триедин, если триедино все творение, то имеются весомые основания предположить и непостижимое триединство его Творца.

1. Некоторые мысли заимствованы у Г. Морриса

тринитарное богословие, триединство, Троица, тринитаризм

Previous post Next post
Up