Очень красивую и нежную вещь поставила актриса и режиссер Полина Агуреева в
театре Гоголя по роману Николая Лескова. Музыкально-драматический спектакль, так сказано о жанре постановки на сайте театра. Музыки в спектакле много. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Народного артиста СССР Юрия Башмета сопровождает действие. Музыкальные темы органично вплетаются и дополняют повествование.
В романе большое количество действующих лиц и сюжетных линий. Для постановки выбраны, конечно, далеко не все. Главными остаются протоиерей Савелий Туберозов, дьякон Ахилла Десницын и второй иерей Старгородского собора - Захария Бенефактов.
Надо сказать, что с этим произведением Лескова я была знакома лишь по пьесе Нины Садур, в которой очень четко прописаны две сюжетные линии: спор из-за костей между учителем Варнавкой и дьяком Ахиллой, да история с доносами на протопопа Савелия Туберозова. В той пьесе не нашлось места ни супруге отца Савелия - протопопице Наталье Николаевне, ни такой яркой личности, как хозяйке карлика Николая Афанасьевича, боярыне Плодомасовой. Да и многим другим персонажам.
Постановка Полины Агуреевой более населенная. Старгород как будто вырос. Но законченности появившимся сюжетным линиям, как мне показалось, не хватило. Самой цельной была история взаимоотношений протопопа и его супруги Натальи Николаевны, которую исполняла Полина Агуреева, а вот история с костями утопленника, да и хитрого принуждения прихожан к доносам на Савелия, распались и выглядели менее выразительными. И финал: уходящие один за другим в небесное царство герои, - заставили взяться за чтение исходного текста.
Что вынесено после прочтения Лескова? Переживания истинно верующих, таких как отец Савелий, коих остается все меньше, за моральное состояние общества. Как горение за свое дело в молодости сменяется тихим тлением, смирением с действительностью. Наука и образование шагают широкими шагами, сея не только прогресс, но и прагматизм, неверие, душевную деградацию. И эти темы Лескова в спектакле звучат, звучат в монологах Ильи Шакунова, исполняющего роль протоирея Савелия Туберозова.
Отец Савелий пытается силой слова воззвать прихожан к праведному пути.
Не таков дьяк Ахилла Десницын, чья неугомонная натура требует не слов, а действия. Ахилла моложе Савелия и не столь крепок в вере, просвещенные люди, такие как лекарь и учитель могут посеять сомнения в существовании Бога в его голове, но, когда он «уязвлен» чужими поступками, он кулаками пытается противостоять «вольнодумству» и посягательству над обрядом. Алексей Вертков прекрасно вписывается в роль простоватого, несдержанного силача Ахиллы.
Ни ярких проповедей, ни решительных действий не совершает второй иерей Старгородского собора - Захария Бенефактов. Он не может ответить любопытному ученику, огорошившему его каверзным вопросом, потому как смущен от неожиданности. Максим Литовченко показывает нам священника, который служит по уставу, не задумываясь, не пытаясь переделать мир, а лишь неся идею смирения.
Уходит этот мир, мир безграничной веры в Бога. Уходят герои, верящие, что за смертным пределом их ожидает царствие небесное. Светлой грустью полны заключительные главы романа Лескова, светлым финалом видятся в этом ключе финальные сцены спектакля.
Огромное спасибо за приглашение СООБЩЕСТВУ МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ
moskva_lublu и куратору
KOGDA_LETO и
Театру Гоголя.