Jun 20, 2016 16:30
Решил опубликовать результаты своей студенческой курсовой в сколько-нибудь приличном месте,а для этого, видимо, нужно подправить стат.методы.
Курсовая посвящена восприятию эмоций по лицу при естественном и искусственном совмещении лиц с фоновыми контекстными сценами (предположительно эмоциогенными).
Сформировано 4 группы испытуемых в зависимости от предъявляемого типа стимульного материала:
I) Присутствуют и эмоциональное лицо, и контекстная сцена, естественно совмещены
II) Присутствуют и эмоциональное лицо, и контекстная сцена, лицо искусственно наложено
III) Присутствует только эмоциональное лицо (наложено на белый шум вместо сцены)
IV) Присутствует только контекстная сцена (человек-транслятор эмоции не добавлен).
В каждой группе по 16 испытуемых, каждый испытуемый последовательно просматривал и оценивал 4 стимула, итого по 64 пробы на каждую группу. Различия между стимулами сводятся к 4 факторам:
А) 2 модальности эмоций на лице (страх/радость; все группы, кроме IV)
Б) 2 интенсивности эмоций на лице (25%/75%; все группы, кроме IV)
В) 2 пола транслятора эмоции (все группы, кроме IV)
Г) 4 контекстные сцены («корпоративный праздник», «тёмная подворотня», «американские горки», «аплодисменты на выступлении»; в группе III вместо контекстов соответствующее по размеру и расположению лица поле белого шума)
Применена балансировка порядка предъявлений и сочетаний:
* Каждый вариант по каждому фактору одинаковое количество раз встречается на 1-м, на 2-м, на 3-м и на 4-м предъявлении.
* Все возможные комбинации стимулов («лицо мужчины, выражающее страх силой 25% на фоне горок», «лицо женщины, выражающее радость силой 75% на фоне подворотни» и т.п.) в рамках одной группы встречаются по 2 раза.
Половой состав испытуемых не выровнен внутри группы, но сохранён постоянным от группы к группе (12 респондентов женского пола, 4 респондента мужского пола).
Испытуемому предлагается выбрать один или несколько из 7 вариантов эмоции (печаль, радость, страх, гнев, удивление, отвращение, нейтральность) и для первых 6 вариантов оценить силу переживания от 1 до 4 баллов (нейтральности автоматически ставится 0 баллов). Результаты фиксируются 2 способами:
1) Все эмоции считаются качественно различными, отмечается угадывание или неугадывание верной эмоции
2) Рассчитывается вектор различий между названной и реальной эмоцией (исходя из сферической модели Измайлова-Соколова-Коршуновой). Если названо несколько эмоций, то подставляются их усредённые координаты в векторном пространстве.
Когда писал курсовую, то:
* 1) обсчитывал хи-квадратом, кодируя «1» - указана верная эмоция, «0» - верной эмоции не указано, при этом указание верной эмоции в числе n вариантов засчитывал с весом 1/n
* 2) обсчитывал дисперсионным анализом для независимых выборок (главным образом, внутри групп) различия в длине вектора и относительной длине вектора по факторам «модальность эмоции», «насыщенность эмоции», «тип контекста» (относительная длина - по сравнению со средней длиной вектора для данного контекста).
Основным результатом было то, что при естественном (и только естественном) монтаже лица и контекстной сцены модальность эмоции значимо взаимодействует с содержанием контекста (p=0,009) по относительной длине вектора: есть контексты, релевантные страху и релевантные радости (по исходной длине вектора это взаимодействие тоже есть, но вдобавок в одних контекстах обе эмоции распознаются лучше или хуже, чем в других).
Насколько я понимаю, применение дисперсионного анализа для независимых выборок здесь натянуто, т.к. 4 результата, поступавшие от одного человека, конечно, ненезависимы друг от друга.
Каким методом ДА/СМ тогда можно получить действительно корректные результаты? Менять сумму квадратов?
Дисперсионный анализ (ANOVA/MANOVA)