Эксперимент с балансировкой порядка и сочетания стимулов

Jun 20, 2016 16:30

Решил опубликовать результаты своей студенческой курсовой в сколько-нибудь приличном месте,а для этого, видимо, нужно подправить стат.методы.

Курсовая посвящена восприятию эмоций по лицу при естественном и искусственном совмещении лиц с фоновыми контекстными сценами (предположительно эмоциогенными).

Сформировано 4 группы испытуемых в зависимости от предъявляемого типа стимульного материала:

I) Присутствуют и эмоциональное лицо, и контекстная сцена, естественно совмещены

II) Присутствуют и эмоциональное лицо, и контекстная сцена, лицо искусственно наложено

III) Присутствует только эмоциональное лицо (наложено на белый шум вместо сцены)

IV) Присутствует только контекстная сцена (человек-транслятор эмоции не добавлен).

В каждой группе по 16 испытуемых, каждый испытуемый последовательно просматривал и оценивал 4 стимула, итого по 64 пробы на каждую группу. Различия между стимулами сводятся к 4 факторам:

А) 2 модальности эмоций на лице (страх/радость; все группы, кроме IV)
Б) 2 интенсивности эмоций на лице (25%/75%; все группы, кроме IV)
В) 2 пола транслятора эмоции (все группы, кроме IV)
Г) 4 контекстные сцены («корпоративный праздник», «тёмная подворотня», «американские горки», «аплодисменты на выступлении»; в группе III вместо контекстов соответствующее по размеру и расположению лица поле белого шума)

Применена балансировка порядка предъявлений и сочетаний:

* Каждый вариант по каждому фактору одинаковое количество раз встречается на 1-м, на 2-м, на 3-м и на 4-м предъявлении.
* Все возможные комбинации стимулов («лицо мужчины, выражающее страх силой 25% на фоне горок», «лицо женщины, выражающее радость силой 75% на фоне подворотни» и т.п.) в рамках одной группы встречаются по 2 раза.

Половой состав испытуемых не выровнен внутри группы, но сохранён постоянным от группы к группе (12 респондентов женского пола, 4 респондента мужского пола).

Испытуемому предлагается выбрать один или несколько из 7 вариантов эмоции (печаль, радость, страх, гнев, удивление, отвращение, нейтральность) и для первых 6 вариантов оценить силу переживания от 1 до 4 баллов (нейтральности автоматически ставится 0 баллов). Результаты фиксируются 2 способами:
1) Все эмоции считаются качественно различными, отмечается угадывание или неугадывание верной эмоции
2) Рассчитывается вектор различий между названной и реальной эмоцией (исходя из сферической модели Измайлова-Соколова-Коршуновой). Если названо несколько эмоций, то подставляются их усредённые координаты в векторном пространстве.

Когда писал курсовую, то:

* 1) обсчитывал хи-квадратом, кодируя «1» - указана верная эмоция, «0» - верной эмоции не указано, при этом указание верной эмоции в числе n вариантов засчитывал с весом 1/n
* 2) обсчитывал дисперсионным анализом для независимых выборок (главным образом, внутри групп) различия в длине вектора и относительной длине вектора по факторам «модальность эмоции», «насыщенность эмоции», «тип контекста» (относительная длина - по сравнению со средней длиной вектора для данного контекста).

Основным результатом было то, что при естественном (и только естественном) монтаже лица и контекстной сцены модальность эмоции значимо взаимодействует с содержанием контекста (p=0,009) по относительной длине вектора: есть контексты, релевантные страху и релевантные радости (по исходной длине вектора это взаимодействие тоже есть, но вдобавок в одних контекстах обе эмоции распознаются лучше или хуже, чем в других).

Насколько я понимаю, применение дисперсионного анализа для независимых выборок здесь натянуто, т.к. 4 результата, поступавшие от одного человека, конечно, ненезависимы друг от друга.

Каким методом ДА/СМ тогда можно получить действительно корректные результаты? Менять сумму квадратов?

Дисперсионный анализ (ANOVA/MANOVA)

Previous post Next post
Up