Советский павильон на ЭКСПО-58 в Брюсселе

Aug 11, 2010 00:43




В Брюсселе в 1958 году открылась первая послевоенная Всемирная выставка, поразившая современников своим размахом. Облик Брюсселя и по сей день во многом определяется тем, что было создано тогда. Это и три вокзала, соединенные подземной железной дорогой, и двухуровневые автомобильные туннели, и грандиозный выставочный комплекс со знаменитым Атомиумом в центре. Атомиум - 102-метровая, увеличенная в 165 миллиардов раз молекула железа - был построен как раз к открытию ЭКСПО-58. Его планировали демонтировать сразу после выставки, но он так понравился брюссельцам, что его оставили. C тех пор это один из символов Брюсселя.



Выставка 1958 года проходила под девизом "Человек и прогресс". Основной интригой стало противостояние павильонов СССР и США. У американцев не заладилось с самого начала. Бюджет американской экспозиции был сильно урезан. Кроме того, накануне сорвался запуск ракеты "Атлас", призванный продемонстрировать - в пику нашему спутнику - космическую мощь США. Макету "Атласа" отводилась важная роль в американском павильоне: он должен был служить композиционным центром, а острие макета, прорезавшее крышу павильона, возвышаться над ним в форме шпиля. Увы, неудача с запуском заставила отказаться от этой идеи, но отверстие в крыше не успели скрыть.







Для сравнения - павильон США.

Советский павильон располагался по соседству. Павильон, который, несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.



Коллектив архитекторов на строительстве павильона.



Вводный зал павильона СССР.
Автор проекта оформления павильона - К.Рождественский. Автор скульптур "Рабочий" и "Колхозница" - А.Зеленский.

Именно павильон СССР считался лучшим на выставке. Причем, в этом мнении сходились и простые посетители (их побывало рекордное число - 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.


Диплом выставки.

Главной изюминкой советской экспозиции были точные копии двух первых искусственных спутников Земли. Интерес к ним был таков, что в первые недели работы ЭКСПО у павильона выстраивались многочасовые очереди.



Большой успех в Брюсселе имела советская гражданская авиация. Гран-При получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-114. До 1965 года он был самым большим пассажирским самолетом в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18 - один из самых популярных среднемагистральных советских самолетов, служивший затем на внутренних рейсах более 20 лет. Золотых медалей удостоились также вертолеты МИ-14 и КА-18.



Гран-При получил и стенд Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю "Волгу" стали покупать у нас 75 стран.


Жюри брюссельской выставки высоко оценило также 40-тонный самосвал МАЗ-530 и двухцилиндровый мотоцикл "Иж-Юпитер". 25 наград разной значимости взял стенд советской радиоэлектроники, золотых и серебряных медалей удостоились дальномерная фотокамера "Ленинград", зеркально-линзовые объективы, вологодские кружева, табачные изделия фабрики "Ява" и многое другое.


Успеху советского павильона способствовала и богатейшая культурная программа. Надо сказать, что брюссельская выставка была еще и всемирным смотром художественных достижений. На выставке гастролировали Лондонская и Венская оперы, "Комеди Франсэз", джазовый оркестр Бенни Гудмана, японский театр "Кабуки".

На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым ("солнечным клоуном" именно тогда назвала его бельгийская королева Елизавета), хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик. А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.



Скульптура "Сокол" А.Г.Сотникова, получившая золотую медаль и Гран-при. Сокол стал товарным знаком Дулевского фарфорового завода.

То, что это был триумф, в 1958-м понимали все, включая американцев. Западная пресса писала тогда, что Советский Союз превзошел США в научном и технологическом отношении.

Выставки / Exhibitions, Архитектура СССР 1955-1991 гг., За границами СССР / Abroad

Previous post Next post
Up