Оригинал взят у
alek_morse в
Дело о криминальных сериалахЕщё раз на ту же тему, но с явками и паролями.
.
Дело о криминальных сериалах
Как смотреть телевизор до своего рождения
Александр СЕДОВ (с) заметки по поводу / май 2017 г.
.
Я
давно заметил, что современные публикации по истории телесериалов как жанра нередко грешат аберрацией памяти. Авторы основывают свои утверждения общего характера на отрывочных фактах, случайно вырванных из истории каким-нибудь предыдущим публикатором. Рискну предположить, что они скорее опираются на свои субъективные впечатления, на чем на реальные факты. Возможно, что 1990-е годы состоялся их первый сознательный опыт «телесмотрения». В России это было время появления частного телевидения и рынка рекламы, стремительно увеличивалось число телеканалов, и они мгновенно заполнялись сериалами западного производства. На фоне бурных перемен у наблюдателя могла вознинкуть иллюзия, будто предыдущее десятилетие были временем затишья и угасания интереса к жанру криминального сериала на Западе. Из этого ощущения, мне кажется, и растут корни некоторых ошибочных и скороспелых утверждений.
.
Вот, например,
заметка Екатерины Мищенко о том, что некая София Булл из Саутгемптонского университета опубликовала научное исследование, посвящённое сериалу "Шерлок" компании Би-Би-Си:
.
Во втором же абзаце высказана удивительная мысль:
.
"Сериал «Шерлок» - представитель жанра криминальной драмы, пережившей первый расцвет в 1970-е. И если в следующее десятилетие популярность телесериалов о полицейских, детективах и патологоанатомах пошла на спад, то уже в 1990-е жанр победоносно вернулся на экраны: появились «Безмолвный свидетель», «Кости», «CSI: место преступления» и «Диагноз: убийство»". Конец цитаты.
.
.
Готов биться об заклад, что с названных выше сериалов началось знакомство автора с этим жанром. Разумеется, все мы до некоторой степени - проекции собственного детства и юности, и то, что мы смотрели в раннем возрасте по телевизору, особенно впечатывается в душу. И мои высказывания могут показаться субъективными, продиктованные личным опытом. Тем не менее, я всегда стараюсь предъявить миру какие-нибудь доводы.
.
Речь в заметке идёт о западном телевидении. Однако я не понимаю, как можно утверждать, что на Западе в 1980-е годы произошёл спад интереса к криминальным сериалам, если это как раз была эра их взлёта?
.
Повторюсь:
.
В середине и второй половине 1980-х в Великобритании начинают выходить криминальные сериалы, которые очень быстро обретают статус классических и завоёвывают невиданную ранее популярность по всему миру. Прежде всего, это экранизации рассказов Агаты Кристи о сыщике Эркюле Пуаро (со знаменитым Дэвидом Суше) и мисс Марпл (со знаменитой Джоан Хиксон). В заметке упомянут Шерлок Холмс, поэтому не могу не напомнить о старте в 1984 году классического сериала "Приключения Шерлока Холмса" с Джереми Бреттом в главной роли - в Англии этот исполнитель до сих пор считается одним из самых любимых (хотя лично у меня довольно критическое отношение к этому актёру). Наконец, в 1986 году начинает выходить английский сериал "Инспектор Морс", который строится на современном материале, современных сюжетах и в современных декорациях. Морса в исполнении Джона Тоу английские критики мгновенно причислили к сонму "богов" - Пуаро-Суше и Марпл-Хиксон.
.
.
.
Киноведы, кинокритики, продюсеры и режиссёры не раз признавались в том, что 1980-е годы в Англии стали временем, когда ТВ-сериалы вышли на кинематографический уровень, что это была эпоха качественного скачка (!).
.
«Восьмидесятые были отмечены, пожалуй, самыми радикальными изменениями в британской телевизионной драме - с тех пор, как появилось цветное вещание и возможность записывать (и редактировать) передачи на плёнку, - пишет Дэвид Роуз в предисловии к книге «
Британская телевизионная драма в 1980-х годах» (Кэмбридж пресс, 1999 г.). - Бум новых возможностей, открывшихся благодаря технологии перезаписи передач и монтажа «одинокой камеры», серьёзным образом повлиял на драму. Стал очевидным закат мультикамерной съёмки, которая позволяла актёру играть длинными эпизодами. Видеоинженер стал ненужным, перешли к коротким дублям. Сценаристы, - а ведь всё начинается с них, - стали мыслить в категориях кинематографа».
.
Своего рода прорыв был совершён в середине 1980-х годов и на итальянском телевидении благодаря сериалу "Спрут" с Микеле Плачидо в главной роли.
.
«Спрут» обозначил фундаментальный водораздел в производстве сериалов на государственном телевидении, -
отмечает Сальваторе Кэй на сайте davidemaggio.it. - Эта драма, как их называли тогда, или «фикшен», как говорят сейчас, была, по сути, первой сериальной продукцией, которая на уровне кинематографа с технической и профессиональной точки зрения воплотила на маленьком экране и для массовой аудитории такую острую и резонансную тему борьбы с мафией. Благодаря «Спруту» мы впервые публично заговорили о срастании между криминалом и финансовыми кругами, о связях между преступным миром и государством. …Достаточно сказать, что если дебютную серию «Спрута-1» смотрели 8 миллионов зрителей, то к финалу аудитория выросла до 15 миллионов».
.
"Спрут" до сих пор остаётся самым популярным сериалом в Италии, и уж тем более самым популярным в категории криминальных драм. Как после этого можно утверждать, что в 1980-е произошёл спад интереса к криминальным сериалам на Западе? Наоборот, то был расцвет!
.
Неудивительно, что при таком "внимательном" отношении к теме, автор статьи умудрилась назвать первую серию "Шерлока" - "Этюдом в багровых тонах". Но так называется повесть Конан Дойла, а 1 серия продукции Би-Би-Си носит имя "Этюд в розовых тонах".
.
Какой из всего этого следует вывод? Ну, например, такой: история телесериалов как история жанра чревата иллюзиями, ибо сама принадлежит «миру иллюзий». Старые сериалы забываются новыми поколениями. И кажется, что история начала создаваться вместе с твоим первым к ней эмоциональным приобщением. Конечно, и я не свободен от этого.
.
.
----------------------------------------------------------------------------------------
мой предыдущий пост, где затронута эта тема: "Конец фильмам, или Взлёт сериалов" -
http://alek-morse.livejournal.com/133902.html