Поход по льду Финского залива. Форт-гигант Тотлебен

Mar 04, 2024 03:03

Форт Тотлебен (Первомайский) -  мощная морская крепость, построенная на искусственном острове в Финском заливе. Вместе с братом-близнецом, фортом Обручевым, закрывала северный морской путь к Петербургу. Это один из самых больших фортов Кронштадтской крепости, который сильно выделяется размером на фоне всех остальных крепостей. От берега расположен примерно в 4 километрах, поэтому меньше разграблен и лучше сохранился. Дойти туда можно по льду в хорошие морозные зимы. Эта зима как раз была такой, и мы отправились в путь - гулять по заброшенной крепости...Читайте в этой статье мой подробный отчет!




Форт Тотлебен хорошо виден с разных мест на Финском заливе, поэтому пойти к нему можно тоже с разных точек. Много лет назад я туда уже ходил из Сестрорецка,  от парка Дубки. Мне не очень понравился этот вариант. Во-первых, до конца парка от станции идти прилично, и хоть по льду идти здесь меньше, зато по городу больше, в сумме получается довольно много. Во-вторых, у Дубков был весьма коварный лед, подмытый рекой Шипучкой, которая рядом впадает в Финский залив. Во многих местах в нем были видны дыры. Не зная заранее, каким будет лед на заливе сейчас, мы решили пойти от станции Курорт, где лед более надежен. Тут идти по льду дольше на один километр, зато спокойнее.



Мы прошли сначала около километра по берегу залива, а потом еще пять километров по льду. Лед был почти без снега, поэтому идти было легко. По пути было много замерзших трещин и торосов. Я все проверял железной палкой, лед везде был крепким. Но в менее морозные зимы путь может быть опасен, поэтому сюда можно идти только тогда, когда ледовая обстановка в норме. У самого острова было видно, что лед здесь везде битый, состоит из отдельных смерзшихся пластин, которые сковал сильный мороз, и месяц назад сюда идти было бы еще опасно.



Остров тянется примерно на 700 метров.



Сначала мы идем в правую часть форта. Там оставим вещи, попьем чаю и разбредемся гулять по острову. Договорились собраться здесь же через час, но часа оказалось мало, и в итоге решили потом погулять два часа



Внутри неожиданно оказалась чья-то оборудованная стоянка. Похож на базу рыбаков. Тут были чайники, плитки, посуда, запас продуктов.



Все, что нужно для проживания летом нескольких человек. Скорее всего, тут расположена рыболовная артель. Такую же мы видели на 5 северном форте.



Самодельная плита из камней



Кровати



Идем гулять по острову



Здесь сохранились старинные металлические двери



Множество казематов для личного состава, боеприпасов, оружия.



Форт строили при императоре Николае Втором, с 1898 по 1913 годы. При последнем российском императоре строительству крепостей уделяли очень много времени. Первые 4 года ушли на насыпание большого искусственного острова.



После революции форт модернизировали. Произошло это в 1930-е годы, когда активно строились различные оборонительные сооружения. Так появились на форте бетонные надостройки сверху.



На форте было 6 дизельных электростанций. Похоже, что мы видим ту комнату, где размещалась одна из них



Поднимемся по лестнице наверх



Лестница надежная даже спустя сто лет



Здесь какие-то кубические емкости для воды. Железо соединено заклепками,  а не сваркой.



К кубическим бакам подходит множество труб. На форте были установки для опреснения и очистки воды, водопровод , паровое отопление. Эти баки вместе с дизельным генератором на этаже ниже относятся к какой-то из этих систем.



Старинная пушка, вмонтированная в набережную. Сюда шваторвались корабли, закидывая на нее трос.



Туалет.



Длинный коридор вдоль всего форта



Мы идем во внутренние помещения, где параллельно внешнему коридору тянется длинный внутренний коридор



Вот эта часть мне нравится больше всего. По длинному тоннелю мы шли очень долго - минут 15-20, время от времени выходя в комнаты, с которыми он соединен. Получилась весьма интересная прогулка



Тоннель сохранился очень хорошо - на других фортах ничего подобного нет



Одна из комнат сбоку, куда можно выйти из этого коридора



Похоже, это был какой-то большой светильник над длинным столом. Возможно, тут была лаборатория.



А это подъемник снарядов к батареям, которые были расположены наверху.



Снаряды к подъемнику брались отсюда. Полки для боеприпасов сохранились в казематах до сих пор



Красота!
Форт был рассчитан на размещение в нем 800 человек. Гарнизон был 700 человек, но при необходимости мог быть увеличен. На  искусственном острове было все , что нужно, чтоб обеспечить нормальную жизнь сотням людей. Здесь были хлебопекарня, кинозал, телефон и телеграф. аптека, водопровод, отопление, канализация.



В 1958 году форт оставили военные. С тех пор крепость заброшена



В советское время сюда доплывали рыбаки и делали тут стоянки на время рыбалки. Доплывал и мой дедушка, ловя рыбу. Остров тогда называли исключительно "Первомайкой", о его истории и изначальном названии знали мало. Тема фортов тогда не была популярной у населения.



Возвращаемся в тоннель



Рай для любителей темных подземелий и лабиринтов.



Несмотря на то, что здесь многократно спиливали металл для сдачи в пункты приемки, железа здесь все равно осталось много. Упавшие трубы добавляют мистической атмосферы



Весь первый час у нас ушел на путь в дальний конец форта, и значительную часть времени мы шли по тоннелю



Еще какие-то полки.



Здесь хорошо снимать кино. Что-то вроде фильма "Чужие" , где инопланетяне спрятались на заброшенном заводе.



Во многих местах сохранились в полу рельсы, по котором катались вагонетки со снарядами. Раньше проход был сквозным, но потом помещения заложили кирпичом, поэтому рельсы упираются в стену. Учитывая размеры форта, вполне допускаю, что по острову вагончики возили не руками, а даже был какой-то локомотив.



Вот тут был перекресток, где вагонетку можно было развернуть на рельсах в сторону, чтоб вывезти наружу.



Лестница на второй этаж, где расположены батареи форта.



Сталактиты



Прожекторная шахта.



По железной лестнице идем на второй этаж, к батареям



Коридоры вокруг одной из батарей форта. Здесь подносили к орудиям боеприпасы.



Красиво!



Орудийный дворик. Здесь стояло какое-то орудие



По проекту на форте должно было быть 38 дальнобойных орудий, не считая более легких орудий противодесантной обороны и пулеметов.



Гуляя возле батарей надо быть осторожным - иначе можно свалиться в шахту, по которой доставляли снизу боеприпасы наверх.



Каменная лестница вниз



Наверху зимой гулять было тяжелее - снег мешал много ходить. Здесь можно увидеть много наблюдательных пунктов, орудийных двориков, командных пунктов, прожекторных шахт. Дальше просто фотографии

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


Здесь можно увидеть разрушенные морским прибоем остатки противодесантных батарей, которые должны были отражать попытки штурма со стороны вражеских катеров



Возвращаемся вниз



В одном из казематов тут сохранились всякие интересные штуки

1


2


3


4


5


Скоро должно было стемнеть, поэтому мы поспешили отправиться на берег. Видя, что лед крепкий, приняли решение идти на берег в Дубки, а оттуда к станции Сестрорецк. Здесь путь по льду был примерно 3 километра 800 метров, а потом еще 2 километра по городу.



Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег  на мою карту, привязана к телефону 8-921-7558379.

Это будет мне знаком, что мои материалы интересны людям. Буду благодарен за вашу поддержку в наступившие трудные времена!

Подписывайтесь на мой блог, читайте про красоты России и про ее историю!

Страница нашего туристического клуба

Previous post Next post
Up