Некоторые из королевских регалий Франции. Часть 2.

Nov 06, 2020 10:04

Здравствуйте уважаемые.
Вчера с вами говорили про короны
Сегодня предлагаю продолжить рассказ о французский королевских регалиях.
Итак...
Начнем со скипетров (посохов).
Сейчас имеются 2 скипетра

Скипетр правосудия


XI - XII век. Серебро, слоновая кость, драгоценные камни, жемчуг, горный хрусталь; позолота, филигрань. Хранится в парижском Лувре. Изображена правая рука с тремя поднятыми для благословения пальцами (большой, указательный и средний).
По заказу императора Наполеона I ручку скипетра удлинили, превратив его фактически в посох. Ранее скипетр был значительно короче - до бархатной оплётки.



Ну и Скипетр Карла V
Он был создан во второй половине XIV века. Изготовлен из золота, серебра, жемчуга, рубинов, сапфиров. Находится в Лувре.


Сохранилось письмо Карлом V ювелирам Сен-Дени, датируемое 7 мая 1380 года, в котором король заказывает новые регалии для коронации, в том числе этот скипетр.
На вершине скипетра изображён сидящий на троне Карл Великий - после угасания ветви Филиппа Красивого, Францией правит династия Валуа, часто обращающаяся к фигуре Карла Великого, чтобы подчеркнуть свою легитимность на французском престоле.


Сферическое навершие украшено тремя чеканными рельефами: «Святой Иаков наказывает императору освободить Испанию», «Чудо цветущих копий» и «Святой Иаков вырывающий душу Императора из рук демона». Сцены разграничены сине-бело-красными камнями: синие сапфиры, белые алмазы и жемчуг, красная шпинель.
К 1793 году была утеряна большая часть древка. Во время реставрации 1804 года Виван-Денон решил использовать подаренный в 1394 году Сен-Дени посох кантора, чтобы вернуть древку его первоначальную длину.
Но это не единственные в истории :-) Выделю еще несколько

Скипетр Святого Людовика
Он был королевским скипетром в Средневековье, и был частью регалий французского королевства. Скипетр был увенчан геральдической лилией и использовался королем вместе во время церемоний, в частности коронации, рукой правосудия


Точная дата изготовления скипетра Святого Людовика, как это часто бывает со средневековыми предметами, неизвестна. Скипетр датируется датами правления последних Капетингов, то есть около 1300 года. Вероятно, это скипетр, изображенный на печати Людовика X , который был первым королем Наварры с 1305 по 1316 год (под именем Людовика I) и король Франции с 1314 по 1316 год. Затем этот скипетр использовался для коронации королей Франции до Карла V, затем его сын Карл VI был заменен скипетром Карла V, который затем использовался до Карла X. 1517 г. он служил для коронации Клода Французского, жены Франсуа Иера. Обычно он хранился в сокровищнице аббатства Сен-Дени.


Скипетр, он был откован из позолоченного серебра. Скипетр весил 600 граммов, а его длина в удлиненном варианте составляла 1,46 метра. Ныне скипетр утрачен.

Скипетр Розы
Это был скипетр, который использовался для коронации королев Франции. Символизируя чистоту, ожидаемую от королевы, он был частью регалий французского королевства и исчез во время религиозных войн


Точное происхождение и дата создания этого скипетра неизвестны, но этот скипетр существовал уже в средние века и использовался на протяжении нескольких веков, по крайней мере, с 13 по 16 века.
Скипетр Розы,был описан как немного короче скипетров королей (точная длина неизвестен) и весил 192 грамма золота, состоял из 9 скрепленных между собой частей. Наверху была золотая роза с четырьмя двойными лепестками на палочке с тремя навершиями, покрытыми эмалью гербом Франции.


В инвентаре 1534 года этот скипетр оценивался в 54 золотых экю.

Ну и последний скипетр, который ныне тоже утерян.
Скипетр Дагоберта
Он был одной из старейших регалий французского королевства при Старом Режиме. Скипетр хранился в сокровищнице базилики Сен-Дени до 1795 года, во время революции, когда он исчез и его так и не нашли
Скипетр из золота с эмалью и филигранью имел длину 56 см. Он состоял из трех частей: древка, руки, держащей земной шар, и верхней статуэтки, самой старой части скипетра.


Само древко разделено на три основные части: перегородки из серебра с мотивами сердец из бирюзы, гранатов и жемчуга в нижней части; перегородки из серебра с крупными сердцевинными узорами в центральной части и эмалированные панели в верхней части.
Филигранная рука словно выступает из рукава из золотого кружева. Украшенный жемчугом, эмалью и кораллами, он держит в руках земной шар - ажурный и филигранный шар, на котором покоится основание статуэтки вершины.


Верхняя статуэтка из золота изображает человека с длинными волосами (символ благородства), сидящего на спине стилизованной птицы. Крылья птицы были инкрустированы драгоценными камнями, а точнее жемчугом, изумрудами и гранатами, образуя розетки на основной части каждого крыла.

Со скипетрами разобрались - следующий у нас меч. Да-да, именно тот, который был на портрете.
Это Коронационный меч, или Жуаез. Полагали, что он принадлежал Карлу Великому и приносит удачу. Хотя имеющийся сейчас в наличии Коронациональный меч создан из частей разных эпох.


X-XI век (головка эфеса), XII век (гарда), XIII век (клинок). Материалы: золото, сталь, стекло и голубой жемчуг. Высота 1.005 м; ширина 0.226 м.


Рукоятка, которая до 1804 была украшена выложенными брильянтами геральдическими лилиями, имеет готический вид. Гарда в форме двух маленьких крылатых драконов с глазами выложенными жемчугом. Этот меч (он хранятся в Лувре) относятся к старейшим французским регалиям, сохранившимся до наших дней.

Королевские Мантии.


Мантия - это накидка из меха и дорогой расшитой ткани, в которую король был одет во время своей коронации. На каждую коронацию создавалась новая мантия.
Есть свидетельства, что Мантии правителей династии ранних Каролингов были голубыми, усыпанными золотыми космическими символами - прежде всего звездами, солнцем и луной, что является отсылкой к одежде первосвященника Иерусалима.


При Людовике VII, их заменили на королевскую лилию, а сама Мантия иногда была красной. Наполеон Бонапарт при своей коронации выбрал темно-красную бархатную мантию с горностаем. Тяжелая мантия, вышитая золотыми пчелами, весила восемьдесят фунтов, ее поддерживали четыре сановника. Пчелы - не просто так.Этот знак, минуя Бурбонов, связал нового императора с древними Меровингами. Пчела заменила геральдическую лилию.


После Реставрации Бурбоны вернули себе флерделированную синюю мантию для своей коронации.

Следующее - это Шпоры Карла Великого или, по-иному, Шпоры коронации
Шпоры коронации являются самыми старыми сохранившимися до наших дней коронационными шпорами, они датируются концом XII века.


Шпоры украшены золотыми головами драконов, а также золотыми переплетёнными листьями. Около остриев шпор - ажурные золотые шарики. Филигранные золотые пластинки с инкрустированными драгоценными камнями, а также львиные головы были добавлены позже, при реставрации по поводу коронации Генриха II (1547 год).


Ремни на шпорах были заменены в 1825 году по поводу коронации Карла X.

Патена коронации


Патена из серпентина - один из сосудов, использовавшихся во время коронационной литургии. На патене во время мессы находятся гостии, используемые затем для причастия.
Центральная часть патены выполнена из серпентина - это античное произведение искусства, обрамлённое золотой оправой существенно позже. Золотые рыбки были также инкрустированы в камень уже в средние века.


Во время коронации патена использовалась вместе с кубком Птолемеев. Кубок частично сохранился (золотая оправа утеряна во время революции, но античная каменная структура дошла до наших дней), хранится в коллекции Государственной библиотеки Франции.

Святая Стеклянница, она же святая ампула реймсская (Ampulla Remensis) - существовавший сосуд особенной формы (фиал), в котором находился священный елей (масло), якобы использованный в V веке при крещении короля франков Хлодвига. Первоначальная стеклянница по сути являлась флаконом древнеримского стекла высотой примерно 3,8 см.


Стеклянница хранилась в аббатстве Святого Ремигия в Реймсе.
Стеклянница была разбита 7 октября 1793 года в эпоху французской революции членом Национального конвента Филиппом Рюлем при большом скоплении народа на площади Руаяль в Реймсе.


В 1821 году объявился говоривший, что он спас осколок чудесного сосуда, к которому пристала капля застывшего масла. Реймским капитулом осколок был признан достоверным, отделан золотом и алмазами как часть подножия новой ампулы, в которую к капле спасённого масла прилили миндальное, и Карл X был помазан из этого нового сосуда в 1825 году.

Ну и последнее на сегодня - это Орифламма (от латинского aurum - золото, flamma - пламя) - небольшой штандарт французских королей, первоначально составлявший запрестольную хоругвь в аббатстве Сен-Дени. Орифламма была главнейшей воинской хоругвью королевских французских войск.


Впервые была взята из Сен-Дени Филиппом I и употреблялась в войсках до 1415 года, когда в последний раз появилась в сражении при Азенкуре. Орифламма была потеряна в бою, как минимум, пять раз: при Монс-ан-Певеле (1304), при Креси (1346), при Пуатье (1356), при Азенкуре, а также во время Седьмого Крестового похода


Носилась почётным хоругвеносцем (porte-oriflamme) и поднималась на копьё лишь в момент боя; до этого хоругвеносец носил орифламму на себе.

На следующей неделе закончим эту нашу тему :-)

Приятного времени суток.

предметы прикладного искусства, королевские украшения Франции, религиозные украшения, имперские украшения Франции, короны

Previous post Next post
Up