Перевозка пассажиров и грузов в Российской Империи

Feb 19, 2023 18:55




Нашёл тут интересную диаграмму, показывающую развитие русских железных дорог:

Число паровозов:
В Европейской России за 1898 г. - 9553 паровоза.
В Империи за 1902 г. - 14326 паровозов.
Количество пассажирских вагонов в Империи:
За 1898 г. - 13582 вагона.
За 1902 г. - 18777 вагона.
Количество товарных вагонов в Империи:
За 1898 г. - 239348 вагонов.
За 1902 г. - 332948 вагонов.
Перевозка пассажиров по железным дорогам общего пользования в Империи, в тысячах пассажиров, в % отношении. *)
За 1898 г. - 81671,8.
III класса - 61606,6 = 75,5%.
II класса - 8035,6 = 9,8%.
IV класса с переселенцами - 4620,1 = 3,7%.
I класса - 1014,3 = 1,2%.
Других пассажиров - 4958,0 = 6,0%.
В Азиатской России - 1436,0 = 1,8%.
За 1902 г. - 114817,2.
III класса - 87793,9 = 76,5%.
II класса - 12583,9 = 11,0%.
IV класса с переселенцами - 7409,1 = 6,7%.
I класса - 1504,4 = 1,3%.
Других пассажиров - 5525,4=1,3%.
Перевозка всех грузов по железным дорогам общего пользования в Империи, в миллионах пудов, в % отношении. *)
За 1898 г. - 7494,7.
Товаров малой скорости - 6173,6 = 82,4%.
Служебных перевозок - 1194,8 = 16,0%.
Остальных перевозок - 126,3 = 1,6%.
За 1902 г. - 9815,1.
Товаров малой скорости - 7659 = 78,1%.
Служебных перевозок - 1971,7 = 20,1%.
Остальных перевозок - 184,4 = 1,8%.

Источник: "Статистический атлас России" А.Ф. Маркса, приложение 35. Санкт-Петербург, 1907 год.

В дополнение: число паровозов на сети железных дорог за все предреволюционные годы:



В сборнике "Торгово-промышленный мир России" за 1915 год можно прочитать следующее:



То есть заводы могли производить много больше (по некоторым оценкам до 1700-1800 паровозов в год), но заказов не было. В результате, заводы вынуждены были производить что-то другое и даже производить паровозы на экспорт, например в Италию.

Как же обстояло дело со строительством локомотивов после революции? В 1918 году было построено 214, в 1919 - 74, в 1920 - 61, с 1921 по 1922 - 68. Начало 20-х известно еще аферами с заказом паровозов за рубежом, но в общем и целом производство паровозов умерло. Постепенно возрождаться оно начало после 1925 года.
Учитывая, что срок службы паровозов - 25лет, то что царские паровозы прошли две войны, а в 20-е паровозы практически не строили (всего за 20е построили примерно 3.5-3.7 тысячи паровозов), то становится ясно - в СССР с паровозами было туго. На докладе о втором пятилетнем плане и Молотов, и Куйбышев упоминают о проблемах с транспортом, о невыполнении ж/д планов, о том что "Транспорт должен получить от промышленности за второе пятилетие 5 700 товарных паровозов и 2 025 пассажирских паровозов против 5 тыс. паровозов менее мощных, полученных им за все предыдущие 16 лет революции". Планы, как обычно, не выполнились и за вторую пятилетку советское государство получило 5983 паровозов, против 7725 запланированных. Товарищ Молотов утверждает, что на 1932 год СССР имеет 19475 паровозов (три четверти из которых старьё, прошедшее 2 войны и разруху). Из справочника СССР за 1960 год узнаём, что эксплуатационная длина ж/д СССР была 81.8 тысяч км. После чего делением одного на другое получаем, что в СССР в 1932 году приходилось менее 24 паровозов на 100 км. Да, да - сравните с царскими 29-30 на 100 км. В третьей пятилетке опять было запланировано построить много паровозов, но уже в 1939 году выпуск упал. Во время войны выпуск паровозов совсем обнулился: 1941 - 708, 1942 - 9, 1943 - 43, 1944 - 32, 1945 - 8. При том, что в отличие от ПМВ, в ВОВ паровозы уничтожали физически в значимых количествах. Паровозы пришлось завозить союзникам, и даже несмотря на это, грузопоток во время войны упал вдвое.
Всего же за 20 предвоенных лет "передовой" СССР произвел порядка 13 тысяч паровозов, а "отсталая" РИ за те же 20 предвоенных лет более 15 тысяч - не напрягаясь и постоянно рыдая о недостатке заказов.
Сколько паровозов было в СССР на 1940 год точно не известно - в интернете можно найти цифру 25700 без упоминания источника (протяженность линий 106.1 т.км Статсборник-1960). Даже если так, то это опять же приводит нас к цифре в 24 паровоза на 100 км. Но цифра эта более чем странна - считать царские паровозы, пробегавшие более 25 лет в условиях сверхинтенсивной эксплуатации плохо подготовленным персоналом - более чем странное занятие. Скорее эту цифру можно смело уполовинить.
P.S. Благодаря книге Ковалева "Транспорт в ВОВ" становится понятным - как советские статистики могли насчитать 26 тысяч паровозов в 1940: в кампании 1939 года СССР захватил 5264 паровоза, а в кампании 40-го года 1677 паровозов у Литвы, 290 у Латвии и 213 у Эстонии. Итого 7804 паровоза - старьё и хлам в основном, часть узкоколейные. Если берем общее число 25700, вычитаем эти 7804 и 13000 построенные в СССР, то получаем чуть меньше 5 тысяч паровозов доживших с царских времён - вполне реальное число. То есть к 1941 году у СССР было примерно 13-14 тысяч локомотивного хлама разнообразного происхождения и в районе 12 тысяч более-менее новых паровозов, или по 12 нормальных паровозов на 100 км путей.

За историческое исследование спасибо bash-m-ak



или



Подвижной состав, История

Previous post Next post
Up