Станция Ржевка и её окрестности (Часть 1)

Dec 21, 2022 10:56

Всем доброго времени суток! Сегодня я хотел бы начать серию постов про станцию Ржевка и её железнодорожные и не только окрестности. Я всегда стараюсь в своих постах рассказывать максимум интересных исторических фактов про то место, где я гуляю и подкреплять их фотографиями, чтобы у читателя сложилось полное представление про эту локацию, как с визуальной точки зрения, так и с исторической. Продумывая последовательность рассказа про станцию Ржевка, я понял, что надо себя немного ограничить в широте повествования, а то огромное количество объектов с историей в этом районе сделают рассказ утомительным и бесконечным. Поэтому некоторые объекты я немного в прогулке обойду, для того чтобы потом сделать про них отдельные посты. Правила игры в ЖЖ тоже внесли свои корректировки, большие постые надо разделять на два, поэтому я пока не знаю сколько их про Ржевку получится. И еще, фотографии для этой серии постов я собирал продолжительное время, не всегда удается найти столько свободного времени, чтобы пройти такой объем за один раз, так что не удивляйтесь, что осень или лето наступает в кадре так быстро. Впредь буду стараться так не делать!

1. Прогулку я начинаю у четной горловины станции, возле последней стрелки. Дальше с этого перегона можно попасть сразу на три станции: Пискаревка, Ручьи и Полюстрово. Если учесть ,что с противоположной стороны тоже начинаются два перегона, то станция Ржевка максимально узловая из тех, что я когда либо видел. Над путями виден Челябинский путепровод, по которому проходит одноименная улица. Мы её еще изучим подробно в следующих частях прогулки.



Оригинал тут https://li-lakoka.livejournal.com/10463.html



2. Вид в сторону платформы. Стою я сейчас перед мостом через Горелый ручей. Начинается этот ручей недалеко от поселка Ново-Девяткино, где мы также еще побываем позже. Длина этой водной артерии около 11 километров и дальше она впадает в реку Лубья, является одним из основных притоков. Разрисованный забор слева это КАД, а по путепроводу над железкой перекинуто шоссе Дорога Жизни, которое справа от путепровода уже называется Рябовское шоссе.



3. Кроме Горелого ручья под КАДом и железной дорогой проходит пешеходная тропа, которая связывает жилые дома и небольшой частный сектор с городом. Как не сложно догадаться, такие условия жизни здесь появились во время строительства кольцевой. Эта стройка внесла много корректировок в эту местность и многого она лишилась. Представляю как не комфортно здесь ходить людям темным осенним вечером, без газового баллончика лучше не рисковать.



4. Под путепроводом Дороги Жизни начинается путевое развитие. За путепроводом видно как КАД начинает взбираться на эстакаду, для пересечения железной дороги. Дальше вы увидите несколько фотографий подКАДья, эстакада получилось у строителей длинная. И это конечно же сказывается на качестве дороги, она состоит из множества участков, которые соединяются в один при помощи деформационных швов, а их очень любят ремонтировать наши бравые дорожники. Поэтому, каждый год с весны по осень, тысячи водителей стоят в многочасовой пробке, пока два или три работничка колупают эти швы... Почему их нельзя сделать все за раз, качественно и в один год и дать людям спокойно ездить несколько лет, мне не понятно...



5. Пока я стараюсь не провалиться в дырки дренажной канавы, в сторону Финляндского вокзала едет электричка ЭТ2М-049. За опорами контактной сети уже можно разглядеть грузовые вагоны на путях станции. Видите асфальт у железной дороги? Это остатки бывшего переезда на Дороге Жизни. Его ликвидировали в 2006 году, когда открыли Челябинский путепровод, который я показал ранее. После чего два года действовала резервная схема движения для проезда через Челябинскую улицу, а путепровод в створе Дороги Жизни открыли в 2008 году.



6. Обернемся в сторону четной горловины. Самое время рассказать в каком районе города мы находимся. Станция Ржевка располагается в центре одноименного исторического района на северо-востоке города. Название район получил от Ржевской слободы, которая принадлежала капитану лейб-гвардии конного полка Ржевскому Василию Федоровичу, появилась она на месте будущего района в 1730 году. Всю свою историю район этот был максимально промышленным и милитаризованным, первый завод здесь появился еще до основания Ржевской слободы. В 1930 году его включили в городскую территорию. Современной застройки в районе практически нет, жилая часть представляет в основном старые довоенные дома или частный сектор. Мне этот уголок города очень нравится своей неповторимой атмосферой.



7. Такой вид станции я смог запечатлеть с путепровода Дороги Жизни, когда на нем меняли ограждения. Перейду в своем рассказе к её истории. Появилась она на картах города в 1892 году, во время строительства Ириновской узкоколейной железной дороги. Я вам уже показывал множество станций этой исторической ветки и рассказывал про неё. В узкоколейный этап своего существования станция располагалась в этом же месте, но перпендикулярно нынешнему варианту, на месте надземного пешеходного перехода. 1896 станция Ржевка стала в какой-то степени узловой, т.к. в сторону города от неё проложили второй путь, который проходил ближе к промышленной части района для улучшения её транспортной доступности. В дальнейшем оба пути сходились обратно в один на станции Жерновка. Тогда же в конце 19 века неподалеку отсюда был проложен путь Ржевка - Уткина заводь, про который я рассказывал в посте про станцию Заневский пост 1. Этот путь пересекался с Ириновской железной дорогой у платформы Военная, которая располагалась примерно в нескольких сотнях метров от светлого дома за КАДом. В 1920 году после национализации начинается реконструкция и переустройство Ириновской железки на широкую колею. В ходе реконструкции пути на станции переложили и развернули на 90 градусов, для удобства выхода в сторону Финляндского вокзала. В другой горловине станции теперь начиналось два перегона, один в сторону Всеволожска, который был частично проложен по старой насыпи узкоколейки и перегон в сторону станции Заневский пост 1, который частично прошел по бывшему подъездному пути к Уткиной заводи. После реконструкции движение через станцию открыли в 1923 году. Регулярное движение по узкоколейному участку от Ржевки до Охты продолжалось до 1926 года, а окончательно этот участок закрыли в 1929 году. Обратите внимание на два момента: первый это очередная пробка и ремонт на КАДе, а второй на расположение дома к кольцевой. Между стеной и краем автомагистрали около метра.



8. Для полного вашего представления об изменениях на станции покажу две карты. Первая карта 1909 года. В центре станция Ржевка, влево уходят два пути в сторону города и дальше они соединяются на станции Жерновка. Вправо уходит продолжение Ириновской дороги в сторону Всеволожска. Прямой струной вниз карты показан подъездной путь к Уткиной заводи. Начинался он у Ржевского полигона, от сюда и название платформы Военная в месте пересечения. Тему полигона в этой серии прогулок я буду затрагивать еще много раз.



9. Вторая карта 1940 года. На ней хорошо видны изменения, которые произошли после реконструкции. Теперь налево уходит путь к Финляндскому вокзалу, с правой стороны станции отходит путь на Всеволожск (тот, что наверх) и путь к Заневскому посту (тот, что вниз). Между ними еще только проектируется соединительный путь. От станции вниз показан разобранный участок подъездного пути к Уткиной заводи, сейчас по насыпи железки проходит Камышинская улица. Узкоколейная часть железки полностью исчезла с карты. К этим картам я еще вернусь в своем рассказе.



10. И куда же без исторических фотографий. Ниже мы можем видеть , что из себя представляла станция Ржевка в конце 19 века. В даль уходит путь в сторону города, это будущее Рябовское шоссе.



11. Вернемся в наше время. На боковых путях стоит большое количество грузовых вагонов. Электрификация на станции появилась в 1958 году. Обратите внимание на путь, что скрывается в траве у второй стрелки.



12. Пешеходный переход через пути, для прохода к платформам и очередная электричка на заднем плане. Слева от него можно увидеть километровый столб железнодорожной Дороги Жизни, я их уже показывал вам с своих прошлых постах.



13. Тот самый путь на который я обратил внимание выше заканчивается густыми зарослями, но вот примерно до начала двухтысячных он использовался и продолжался дальше за забором. От сюда начинался большой куст подъездных путей в историческую промышленную часть района. Предлагаю изучить станцию до конца, а в следующем посте я покажу вам, что от него осталось.



14. Рядом расположились два тупика в которые упираются грузовые пути станции. Велосипед не мой, если что!



15. По станции я не пошел, а решил обойти сбоку и показать, что тут есть интересного. Сразу после надземного перехода расположилась грузовая площадка для разгрузки вагонов. К ней подходят два пути. Принадлежит она заводу, что за моей спиной, или РЖД, я не знаю, но вагоны тут стоят очень часто. Ворота площадки закрыты.



16. Вагоны разгружают козловым краном.



17. Пока я тут ползаю, на станции работает тепловоз ТЭМ18ДМ-1138, формирует составы.



18. От станции питаются три предприятия: завод Стройметалконструкция, чью грузовую площадку (возможно) видели ранее, мастерские РЖД и Ржевская промбаза. Ближайшие пути в траве ведут на грузовую площадку с краном.



19. Если развернуться на 180 градусов, то открывается вид на тот самый завод. Основан был как Механические мастерские на Ржевке в 1944 году, в дальнейшем был переименован в Опытный механический завод. 1 февраля 1974 в последствии объединения нескольких предприятий завод получает новое название Красногвардейский механический завод площадка №1. С 1992 года завод именуется ОАО Стройметалконструкция и продолжает заниматься тем же, чем и прошлые 70 лет, изготавливает различные стальные конструкции для строительства и производств. Удивило то, что на завод не была подведена ветка железной дороги. На заднем плане красавец ЖК Стереос, был возведен на месте нескольких домов начала 20 века для работников Ржевского полигона. Срамота еще та получилась!



20. Вернусь немного назад и покажу пристанционную площадь. Так теперь выглядит вокзал, построили этот шедевр в 2012 году взамен снесенному во время строительства КАДа зданию послевоенного вокзала.



21. Во время блокады Ленинграда через станцию проходила автомобильная Дорога Жизни и железнодорожная. Отсюда же начинался Ржевский коридор блокады, по которому развозили привезенную с большой земли провизию и медикаменты по городу. Также станция обслуживала пороховые заводы, для нужд которых и была построена. Табличка на стене из профлиста нам повествует о событиях 29 марта 1942 года, когда во время немецкого обстрела станция была полностью разрушено мощнейшим взрывом и погибло огромное количество человек. Табличку эту смогли сохранить и перевесить сюда со стены старого вокзала. А вот памятник регулировщице, который тоже был установлен возле старого вокзала уничтожили при строительстве КАДа, как любят говорить с экранов телевизора: "И это в городе, который пережил блокаду"! Позже его воссоздали на новом месте, но уже не на станции.



22. В сети удалось найти схему тушения пожара и пострадавших строений. На схеме видно, что была уничтожена вся центральная часть станции и ближайшие дома, с вокзалом и складами. Еще на плане видно, что несколько составов удалось спасти и оттащить на подъездные пути. Думаю у многих возникнет вопрос, что за круг внизу нарисован? После того как узкоколейку Ириновскую перешили на широкую колею, городскую часть это линии ту, что закрыли в 1929 году, отдали под трамвайную сеть и, здесь у станции, организовали конечную остановку.
Оригинал схемы тут



23. Покажу вам и старый вокзал. В кадре уже видны строительные работы по возведению кольцевой дороги. Уже подготавливая пост я узнал, что наши станцию и вокзал можно назвать киногероями. На станции Ржевка снимались эпизоды из советских фильмов Старший сын, Рабочий поселок и Максим Перепелица. Пересмотрел эти ленты и правда, в самом начале первого фильма показана наша сегодняшняя героиня и даже отчетливо видны тупики показанные ранее, а в Перепелице наоборот в конце можно увидеть вокзал с надписью Ржевка.



24. Напротив вокзала мною было замечено это потрясающее заведение. Зайти времени не было и я не смог проверить внутри оно столь же антуражно, как и снаружи.



25. А теперь предлагаю полюбоваться чудом инженерной мысли, а именно пешеходным переходом. Можно долго спорить про удобно или безопасно должно быть, но вот этот театр безопасности от РЖД у меня вызывает только одни эмоции. Зачем отгородили вторую часть, ту что ведет на платформы сеткой? Что это за тюрьма? По отзывам из интернета, после открытия этого перехода наземный закрыли, тот, что я показывал ранее, но позже наземный опять открыли, как я понял, силами жителей, которым надоело тут ползать.



26. Станционное здание уютно расположилось под КАДом.



27. До момента строительства Ладожского вокзала от станции Ржевка ходили пассажирские поезда до станции Горы. Изначально это были плацкартные вагоны с тепловозной тягой, потом пустили дизель Д1, а после электрификации линии на Горы уже курсировали электрички. Сейчас на станции останавливаются все электрички, что следуют по Ириновскому направлению, других здесь просто нет.



28. Покажу тепловоз и завод на заднем плане с другой стороны. Количество путей на станции 10.



29. Спускаюсь с платформы и иду дальше между путями. КАД начинает нависать над железкой. Слева прямо под дорогой расположились мастерские РЖД.



30. Вид станции со стороны нечетной горловины. На грузовые пути прибыла ВЛ-ка с составом.



31. Еще через пару минут смог сделать такой кадр, в который попало сразу четыре трудяги. От станции когда-то отходило три подъездных пути. Начало первого пути мы видели ранее, а начало второго пути видно в правой части кадра, возле маневрового светофора. Его мы изучим во второй части прогулки.



32. Максимально урбанистический вид.



33. Вытяжной тупик и нечетная горловина станции.



34. А возле маневрового светофора М4 начинается третий подъездной путь станции. Его я тоже изучу, но позже.



35. Сразу скажу, что он полностью заброшен.



36. Под КАДом и железкой в этом месте протекает река Лубья. Лубья один из притоков Охты, течет со стороны города Всеволожск, имеет длину 26 километров. Есть множество версий откуда у реки такое название, все их перечислять не буду. Какое-то время Лубью называли Малая Охта. Ниже по течению в неё впадает Горелый ручей.



37. КАДный коридор.



38. Табличка подтверждает, что это действительно Лубья.



39. Дальше я уже не пойду, станция на этом заканчивается. Направо уходит однопутный перегон Ржевка - Заневский Пост 1, налево уходит двухпутный перегон Ржевка - Мельничный ручей.



До встречи во второй части прогулки.

Ретро фото взяты с сайта https://pastvu.com/

Даты прогулки 01.20 и 06.19

Санкт-Петербург, Северо-Запад, Экзотика, Фото, жд, Объекты, ожд, История

Previous post Next post
Up