Железнодорожная линия Голутвин - Озёры

Aug 08, 2014 21:10

Оригинал взят у roman983 в Железнодорожная линия Голутвин - Озёры
Эта железнодорожная линия, связывающая древний русский город Коломна с городом Озёры, знакома многим любителям железных дорог. Открытая в 1893 году линия изначально предназначалась для обслуживания песчаных карьеров и вывоза песка, добываемого на реке Ока. Точная дата начала пассажирского движения на линии неизвестна, но пассажирское движение сохраняется и по сей день, тогда как на многих похожих линиях оно ликвидировано.


О данной линии написано немало репортажей, каждый из них по своему интересен. Но пройти вдоль железной дороги все 39 километров пути - задача довольно непростая. Тем не менее, я решил более детально изучить данную линию и пройти данное расстояние, пусть и за несколько дней. Еще с детства я проявлял интерес к данной линии, поскольку я провел детство в Коломне и хорошо помню пригородный поезд из пассажирских вагонов под тягой тепловоза ЧМЭ3, прозванный в народе "Качура". Ну что, поехали?


Станция Голутвин Московской ж.д. Это главный вокзал города Коломны. Расстояние от Москвы - 117 км. Именно отсюда берет свое начало линия на Озёры.


Вид с пешеходного моста. Изначально на станции был один пешеходный мост, но когда станцию оборудовали турникетами, был построен еще один.


На станции имеется несколько платформ. Одна из них высокая островная, на которой производится посадка на электропоезда следующих на Москву и Рязань. Платформа на первом пути от вокзала низкая, на ней производится посадка на электропоезда следующие исключительно из Рязани. И третья платформа низкая и короткая, для пригородного поезда Голутвин - Озёры.


Посадочная платформа на Озёры.


Если на других платформах уже установлены таблички выполненные в корпоративном стиле РЖД, то здесь еще сохраняется старая. Надолго ли?


Первые сотни метров линии проходят по территории станции Голутвин. Вдали уже видна стрелка ответвления на Озёры.


Последний взгляд в сторону вокзала и посадочную платформу №3.


Железнодорожный путь на Озёры уходит вправо от станции.


Впереди - железнодорожный переезд. Также можно заметить километражный столбик с цифрой "1" - первый километр пройден!


Вид в противоположную сторону.


Железная дорога пересекает улицу Октябрьской Революции. Вид на переезд со стороны Москвы. Это самая длинная улица Коломны, ее протяженность составляет почти 10 километров. Улица берет начало в районе Сандыри, при въезде в город из Москвы, а заканчивается мостом через Оку. Слева можно заметить будку дежурного по переезду, ныне закрытую.


Вид на переезд со стороны Рязани.


Сразу за переездом виден стрелочный перевод, а слева тупиковая призма.


Это подъездной путь на территорию ОАО «ВНИКТИ» - открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава», дочернее общество ОАО "РЖД". Данное предприятие основано в 1956 году.


Маршрутный светофор станции Голутвин на линии Голутвин - Озёры. Справа виден подъездной путь на территорию ОАО "ВНИКТИ", чуть дальше тупиковая призма. А на вдали можно заметить один из цехов ОАО "Коломенский завод" - предприятия, на котором производятся тепловозы ТЭП70БС и электровозы ЭП2К.


2-й километр. Линия поворачивает направо. Места здесь не слишком заросшие, более того, вдоль линии идет небольшая тропинка.


Но недолго, теперь уже кругом заросли.


Впереди показался светофор.


После которого показался очередной стрелочный перевод. Отсюда начинает подъездной путь на территорию Коломенского Завода Тяжелого Станкостроения.


Подъездной путь к заводу.


Входной светофор станции Голутвин. Светофор горит желтым, что неудивительно: через несколько минут проследовал рельсовый автобус РА2. Снимать я его не стал, поскольку место было неудобным. Ничего страшного - мало того, что я его сниму еще не один раз, так он еще за это время успеет основательно надоесть:).


А между тем мы уже подходим к платформе Бачманово - первому остановочному пункту линии. Впереди виден пересечение железнодорожной линии с Окским проспектом. А справа параллельно линии идет улица Суворова, на которой проложена трамвайная линия


Переезд на 3-м километре. Окрестности платформы Бачманово.


Платформа Бачманово - первый остановочный пункт от станции Голутвин.


Платформа в Окском районе Коломны. Рядом с платформой находится остановка трамвая "Станокостоителей". На этой платформе выходит немало пассажиров при следовании со стороны Озер, а поскольку рядом трамвайная остановка, то пересадка не занимает много времени.


Предупредительный светофор. Вид в сторону станции Голутвин. В качестве железнодорожной светофорной сигнализации используется полуавтоматическая блокировка. Как и на большинстве малодеятельных участках железных дорог.


4-й километр линии. Кстати, именно в этом месте я впервые увидел пригородный поезд Голутвин - Озеры. Было это еще в 90-х годах. Дождливым летним днем, гуляя в этих краях, я увидел тепловоз ЧМЭ3 с 5-ю пассажирскими вагонами. Двери в большинстве вагонах были открыты нараспашку. ЧМухопоезд работал на линии до 2006 года, когда был заменен на сцеп из трех автобусов РА1 (РА1-0047-0054-0049). Однако через некоторое время ЧМухопоезд вернулся в строй, а в октябре 2007 года окончательно ушел в историю, передав эстафету рельсовому автобусу РА2-022. Это рельсовый автобус постоянно работал на линии почти 3 года. После этого на линии работали другие РА2 из ТЧ-22 Новомосковск, но не столь длительное время. Ненадолго прервемся, так как со стороны платформы Бачманово слышны гудки РА2 - приближается пригородный.


В настоящее время на линии работает рельсовый автобус РА2-030


И еще один кадр вслед уходящему поезду. 39 километров пути от Голутвина до Озёр рельсовый атобус преодолевает за 1 час 20 минут. Долговато, конечно, но когда линию обслуживал ЧМухопоезд, то он был не намного быстрее.
Продолжаем прогулку вдоль линии.


Предупредительный светофор Разъезда 6 км со стороны Голутвина. Светофор отключен.


Слева от путей проходит автодорога. Данная улица Коломны носит название "проезд Станкостроителей".


5-й километр. Впереди уже показался входной светофор Разъезда 6 км.
Несколько слов о движухе. Ежедневно по линии ходят 4 пары пригородных поездов, по выходным 5 пар. Грузовое движения крайне нерегулярное: в черте Коломны тепловоз ЧМЭ3 иногда таскает вагоны до разъезда 6 км, для нужд Коломенского хладокомбината и завода ЖБИ, дальше Коломны ездит не часто. Также линия Голутвин - Озёры является испытательным полигоном ОАО "ВНИКТИ", здесь проводят испытания подвижного состава. Да и Коломенский завод проводил на этой линии испытания своих тепловозов (в 1976 году здесь проходил испытания тепловоз ТЭП75, а в 2003 году - ТЭП70БС-001). Именно поэтому линия не имеет популярности у фотолюбителей: поймать здесь что-то еще, кроме РА2, почти нереально.


Входной светофор Разъезда 6 км. Сверху проходит путепровод проспекта Кирова.


Вид в сторону Голутвина. На боковом пути слева можно заметить стрелку, налево путь идет на эстакаду связывающую железнодорожные пути с трамвайной сетью Коломны.


Эстакада - гейт с трамвайной сетью Коломны. Новые трамвайные вагоны на платформах подгоняют к данной эстакаде и перегружаю на трамвайные пути. Сейчас здесь все заросло, хотя последние трамваи поступили в Коломну всего 2 года назад.


Разъезд 6 километр.


Впереди - посадочная платформа.


Посадочная платформа и закрытое здание дежурного по разъезду. Есть информация, что сейчас разъезд является путевым парком станции Голутвин, но подтвердить или опровергнуть эту информацию я не могу.


Вид в сторону станции Голутвин. Все светофоры на разъезде отключены. Крайний путь справа, который заканчивается тупиком у платформы, изначально был не тупиковым, а боковым, но позже стрелку со стороны Голутвина демонтировали.


Озёрская горловина разъезда 6 км. Подъездные пути справа уходят на территорию Коломенского хладокомбината, а слева - на территорию завода ЖБИ.


Подъездные пути завода ЖБИ. Есть информация, что завод не работает, но накат на подъездных путях есть. Значит не все так плохо.


Входной светофор разъезда 6 км с Озёрской стороны.


Начало 7 километра. У некоторых читателей может возникнуть вопрос о типе рельсов используемых на линии. Специально для них - фото ниже.


Если не видно, то напишу: "Т II 89 Р65". На все протяжении используются рельсы типа Р65, правда, ближе к
Озёрам вместо цифр "II 89" стоят "XI 85"


Линия спускается вниз, после чего, на 8-м километре, поворачивает направо.


8-й километр линии.


Предупредительный светофор разъезда 6 км с Озёрской стороны. Удивительно: станция отключена, входные светофоры, а также предупредительный с другой стороны тоже, а этот работает.


А между тем впереди очередной остановочный пункт - платформа Сычёво. Платформа расположена на территории Репинского района Коломны (когда-то отдельный населенный пункт "СВХ Коломенский") и является последним остановочным пунктом на территории города. Но свое название платформа получила от деревни Сычёво Акатьевского сельского поселения, расположенной менее чем в километре от платформы.


Платформа Сычёво. Вид в сторону Голутвина.


9-й километр линии.


Железнодорожный переезд на 9-м километре.
После переезда линия поворачивает направо и далее проходит уже по территории Коломенского района.


Местами рельсы лежат на деревянных шпалах, но через несколько десятков метров шпалы вновь меняются на железобетонные.


Кривая на 10-м километре линии.


Местами линию пересекают ручьи, убранные в трубу. Однако в связи с аномальной жарой почти все они высохли.


Места здесь довольно красивые, но пока еще не глухие. Хоть по обоим сторонам от дороги растут деревья, но следом за ними - поля. Километражные столбы обнаружить непросто: все они заросли, а где-то и сломаны.


Кривая на 11-м километре. Здесь деревья уже более высокие.


Миновав данную кривую, выходим к платформе Лысцовская.


Платформа представляет собой бетонные плиты, покрытые асфальтом. Название получила по деревне Лысцево Проводниковского сельского поселения Коломны, расположенной в 3-х километрах на север. Табличка с названием остановочного пункта отсутствует, а расписание закреплено на месте бывшей телеграфной линии.


Оригинально, не правда ли? Впрочем, это неудивительно: пассажиропоток здесь почти отсутствует. До ближайших населенных пунктов (Лысцево, Ульяновка, Солосцово....) несколько километров. При этом дорога от населенных пунктов до платформы менее чем в километре от самой платформы пересекает автодорогу Коломна - Озёры, где есть несколько автобусных остановок. А уехать в Коломну из этих мест автобусом гораздо проще, они здесь ходят намного чаще. Вот и пассажиров почти нет.


Бросив последний взгляд на платформу Лысцовская, продолжаем свой путь в сторону Озёр.


12-й километр линии. Кругом свежий воздух, деревья шелестят листвой. Но окрестная тишина постоянно нарушается шумом проезжающих автомобилей: автодорога Коломна - Озёры в этих местах идет парралельно железной дороге.


13-й километр. На горизонте немного заметен очередной остановочный пункт - платформа Семёновский.


Окрестности платформы Семёновский. Вид в сторону Голутвина.


Линию пересекает автодорога, идущая к селу Большое Карасёво и деревне Малое Карасёво. Железнодорожный переезд.


Платформа Семёновский.


Данная платформа расположена в посёлке Первомайский Биорковского сельского поселения. Однако свое название платформа получила от деревни Семёновское, расположенной неподалеку.
С момента начала похода прошло уже несколько часов. Глянул на часы - 14.52. Через 10 минут ожидался пригородный поезд из Озёр. На платформе потихоньку собирается народ. Пассажиров хоть и немного, но они есть, несмотря на то, что за домами в 150 метрах проходит автотрасса.


Рельсовый автобус РА2-030 прибыл точно по расписанию. Высадив несколько человек и забрав ожидающих пассажиров, рельсовый автобус умчался на Голутвин. А мы - продолжаем прогулку.


14-й километр линии. После платформы Семёновский линия уходит в глухой лес.


Местами линия зарастает борщевиком. Однако выглядит это довольно красиво.


15-й километр. Идти через глухой лес довольно стрёмно, в кустах постоянно раздавались шорохи, однако это были не звери, а различные птицы. Судя по всему, в зарослях есть гнезда. Другие обитатели леса за все время похода мне не встретились.


Жалко только солнце светит неудачно. В сторону Озёр кадры получаются вот такими.


Зато в сторону Голутвина значительно лучше. 16-й километр линии. Но сами места очень красивые - чем то напоминают тепловозный Савеловский ход с тем только отличием, что лес с обеих сторон состоит почти исключительно из деревьев лиственных пород.


Где то впереди послышался шум, будто бы что-то загружают. Пройдя час вдоль линии и миновав очередную кривую, выхожу в окрестности посёлка Лесной.


17-й километр линии. Линия поворачивает налево. А справа можно увидеть много кирпичей, справа от линии находится довольно крупное предприятие - Карасёвский керамический завод.


Карасёвский керамический завод. Это одно из старейших предприятий по производству керамического кирпича, оно было основано в 1889 году. В нынешнем году завод отмечает 125-летие. В настоящее время завод производит строительный кирпич марок М-100, М125, М-150, а также тротуарную плитку.


Завод имеет подъездной путь, о его наличии говорится и на официальном сайте завода. Однако пути сильно заржавели, наката нет - очевидно, что последний раз продукцию вывозили вагонами очень давно.


Стрелочный перевод.
А между тем мы подходим к очередному остановочному пункту - платформе 18 км.


Платформа 18 км. Расположена в посёлке Лесной Биорковского сельского поселения Коломенского района. Это самый крупный населенный пункт данного поселения - в посёлке проживают около 1600 жителей.


Табличка на платформе. Этот кадр сделан на рассвете на следующий день, поскольку кадр, сделанный накануне, был хуже. И кстати, на рассвете удалось неплохо снять РА2.


РА2-030 в окрестностях платформы 18 км.


Вид на поселок Лесной с железнодорожного полотна.


18-й километр линии. Впереди виден предупредительный светофор станции Карасёво, а чуть дальше - входной светофор.


Из леса появляется подъездной путь.


Входной светофор станции Карасёво со стороны станции Голутвина. Слева главный путь, справа подъездной.


Начало путевого развития. В отличие от разъезда 6 км станция Карасёво оборудована ручными стрелками.
Единственная станция на линии Голутвин - Озёры расположена точно в середине пути.


Станция на рассвете.


Еще одно фото.


Станция Карасёво. Вид на посадочную платформу и закрытое здание вокзала, представляющее деревянный дом.

Посадочная платформа. Поскольку платформа находится на боковом пути, стрелки постоянно переключены на данный путь. На других путях накат тоже есть, но довольно слабый.


Вид на станцию со стороны Озёр. Свое название станция получила от села Большое Карасёво, расположенного в 2,5 километрах отсюда. Что еще известно об этой станции из открытых источников? Цитата из Википедии: "Путевое развитие станции включает 3 пути, в том числе подъездной путь на воинскую часть, расположенную в посёлке Лесной. Регулярно используется только один путь. Одна низкая, боковая платформа, сигнализация не работает" https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%E0%F1%B8%E2%EE_(%F1%F2%E0%ED%F6%E8%FF)
Все верно, только вот в поселке Лесной расположена не воинская часть, а керамический завод, хотя посёлок совсем рядом. Однако были времена, когда здесь шла активная грузовая работа. Во-первых, сюда пригоняли вагоны с керамического завода. А во-вторых, если вы возьмете в руки карту до середины 90-х годов выпуска, то можете заметить, что от линии идет подъездной путь в посёлок Заречный, а на современных картах его уже нет. Дело в том, что подъездной путь раньше шел не только на воинскую часть, а также имел ответвление в посёлок Заречный. Путь пересекал автодорогу Коломна - Озёры в районе поворота на Заречный. Этот путь предназначался для обслуживания и вывоза готовой продукции Гололобовского кирпичного завода, который находится в данном посёлке. Однако со временем снабжение и вывоз продукции завода был переведен на автотранспорт, и к 1998 году подъездной путь был разобран.


Озёрская горловина станции Карасёво.


Нерегулируемый железнодорожный переезд.


Вид на станцию Карасёво с грунтовой дороги.
Продолжаем путь в сторону Озёр.


Входной светофор станции Карасёво со стороны Озёр.


20-й километр линии. Линия уходит в лесополосу.


Предупредительный светофор на 21 километре.


22-й километр линии. впереди уже видна платформа Кудрявцево.


А вот и она.


Платформа Кудрявцево расположена в одноименной деревне. Поблизости находятся еще несколько СНТ. Пассажиропоток здесь довольно приличный, поскольку населенный пункт расположен на значительном удалении от автодороги Коломна - Озёры. Это последний остановочный пункт на территории Коломенского района Московской области.


Деревня Кудрявцево.


Конец 22-го, начало 23-километра.


Приблизительно в этом районе железная дорога пересекает границу Коломенского и Озёрского районов.
Места здесь также заросшие, но иногда бывают и пустые окраины


Возможно раньше лес рос вплотную к железнодорожному полотну, но позже был вырублен. Кстати, случаи перегораживая путей упавшими деревьями иногда случаются, что приводит к задержкам пригородного.


На 25 километре линия наконец выходит из лесной тени на солнечный участок. Впрочем, учитывая аномальную жару, лучше идти в тени, чем на солнцепеке.


Кривая на 25-м километре.


Вид в сторону Голутвина. Настало время очередного прохода РА2-030.


Хорошо, так как в подобной глуши еще мало кто снимал пригородный поезд.


Вид на 26-й километр линии.


Просторы Озёрского района Московской области.


На горизонте показалась платформа Даниловская.


Вблизи платформы Даниловская.


Платформа Даниловская расположена на 27-м километре. Самое интересное, что населенных пунктов с похожим названием вблизи нет. Платформа предназначена для жителей деревни Большое Уварово Бояркинского сельского поселения Озёрского района. Если кому интересно, где находится деревня Малое Уварово, отвечаю - в Коломенском районе, недалеко от посёлка Заречный.


Вид на деревню Большое Уварово.


Окрестности деревни и платформы Даниловская.


Конец 27-го, начало 28 километра линии.


В конце 28-го километра линия поворачивает направо.
Миновав кривую и пройдя еще пару сотен метров вперед, натыкаюсь на стрелочный перевод бывшего разъезда 30 км.


Боковой путь давно закрыт, но не разобран.


Впрочем, зарос он довольно основательно.


Платформа 30 км, бывший разъезд. Впрочем боковой путь сохранился, а с Озёрской стороны даже более ухоженный.


Все дело в наличии подъездного пути, уходящего направо.


Основные пассажиры платформы 30 км - жители деревни Холмы.


Деревня Холмы.


Здесь когда-то сидел дежурный по разъезду.


Боковой путь стрелкой соединяется с главным и отсюда начинается подъездной путь. Куда он идет, точно сказать не могу, но необходимость в нем есть, судя по ухоженности.
На 31-м километре железная дорога пресекает автотрассу Коломна - Озёры.

Вид на железнодорожный переезд со стороны Озёр.
Через пару минут, в очередной раз снимаю рельсовый автобус РА2


Рельсовый автобус РА2-030 на 31-м километре линии.

А так видят железнодорожный переезд водители  со стороны Коломны.

Переезд через подъездной путь. Находится чуть северней от переезда через Озёрскую ветку.
Возвращаюсь к линии Голутвин - Озёры.


Через несколько сотен метров линия опять уходит в глухой лес.


32-й километр линии. Здесь пока еще не самая глушь, но чем дальше идешь, тем стремней. Впрочем, иногда попадаются небольшие участки где деревьев меньше.

.
Железная дорога поворачивает налево.


Зигзагообразная кривая на 33-м километре. Через несколько минут навстречу проследовал рельсовый автобус РА2, но на этот раз я его не снимал. Достаточно уже:)


34-й километр линии. После этого дорога вновь уходит в лесную глушь


И лишь на 36 километре деревьев становится меньше.


Пару кривых и, наконец, железная дорога выходит к городу Озёры.


Впереди платформа 38 км.


Платформа 38 км расположена в микрорайоне Текстильщики города Озёры, местные жители жители так и называют данную платформу. Предупредительный светофор станции Озёры включен.
Еще несколько сотен метров пути, и вот, впереди показался входной светофор станции Озёры.


Входной светофор не отключен, в отличии от разъезда 6 км и станции Карасёво.


Вид на входной светофор в сторону платформы 38 км. Данное фото, я сделал стоя на подъездной пути бывшего текстильного комбината "Ока". Ныне это территория Индустриального парка "Озёры". Я предполагал, что открытие на территории комбината индустриального парка даст новую жизнь подъездному пути, но увы(. Линия не только заросла, так еще и частично закатана в асфальт на переезде 39-го километра.


Переезд на 39-м километре. Станция Озёры.


Светофор на подъездном пути.


Начало путевого развития станции Озёры.


Станция состоит из 5 боковых путей, а также есть подъездной путь на территорию Индустриального парка "Озёры", и еще один к складу. Подъездные пути не используются.


Итак, мы прибыли на конечный пункт маршрута - станцию Озёры.


Табличка и здание вокзала со стороны путей.


Вид на вокзал со стороны города.


Еще один вид на станцию со стороны города. При этом станция не является тупиковой, путь продолжается дальше и идет на песчаный карьер, для чего и собственно построили эту линию. Ныне путь на песчаный карьер не используется. А ведь когда-то именно железная дорога способствовала развитию города, во многом благодаря ей село Озёры превратилось в город, население которого на сегодняшний день составляет около 26 тысяч жителей.
На этом все! Спасибо за внимание!

жд, Фото, Подвижной состав, История

Previous post Next post
Up