PREV |
NEXT содержание 1.1. Прилаженность
Непосредственное существо
Знак Выготский ЭволюцияПредставьте себе зверя, не ведающего ни надежды, ни сомнения. Внимание его управляется внешними факторами, а активность направлена на конкретные вещи. Вообразите живое непосредственное существо - воплощение стихии природных сил, рыскающее в поисках добычи и
(
Read more... )
Comments 18
Мне кажется, что если быть строгим в рассуждении то непосредственным существованием обладает форма механизма или машины.
Нельзя назвать боль непосредственным восприятием, поскольку оно доступно для ревосприятия и анализа.
Reply
Reply
Reply
Хочется сказать, что животное не просто одёргивает лапу, но "чувствует боль". Но тут возникает вопрос "А кто собственно чувствует?". Чтобы фраза "переживает боль" стала осмысленна нужно иметь ввиду какого-то субъекта. Т.е. "боль" должна попасть под выражение (как я это называю) специального характера. Вот я "переживаю" боль и могу об этом поведать. Таким образом я присвоил эту боль. В строгом смысле слова только теперь и можно говорить о "боли" как таковой.
Reply
И, на мой взгляд, ч-к как существо социальное, культурное использует этот механизм солидарности: он оформляет свою боль в установленные формы (стонет, корчится от боли, строит гримасы страдания), чтобы вызвать сострадание к себе, включить механизм действия солидарности.
Т.е. сама боль нелингвистична, но ч-к, будучи существом социальным, свою боль все равно оформляет, "дорабатывает", вводя ее в "приличное об-во", где он может получить какие-то бонусы как существо болящее.
Этот феномен оформления боли ч-ком есть и у дом животных, кстати. Милльоны примеров вам расскажут владельы животных, как их питомцы "жалуются" на боль.
Reply
Тут я хотел бы задать Вам два вопроса.
1. Питомцы "жалуются" на боль. Кто именно жалуется?
2. Почему Вы заключили слово жалуется в кавычки?
Reply
Причем не только обращает мое внимание, а показывает, например, порезанную лапу гостю.
А в кавычки, потому что это язык животного, но к-рый им дан не природой, а очевидно общением с чел-ком.
Reply
Ну допустим "кошка". Они кстати себя так не называют. Понимает ли кошка что она жалуется? Можно ли жаловаться и не понимать что ты жалуешься. Допустим, она в каком-то смысле понимает. Имеет ли кошка представление о собственном "я" настолько совершенное, чтобы утверждение о том что кошка жалуется приобрело бы смысл? Разумеется если мы хотим, то можем назвать жалобой характерный набор поведенческих актов. Но в моём представлении у жалобы должен быть субъект. Вот я и спрашиваю "кто именно жалуется".
Reply
Reply
Чтобы отчётлевее ответить на вопрос мне наверное нужно спросить у Вас, что Вы понимаете под психологическом феноменом.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment