5. Воля

Dec 29, 2009 12:49

PREV | NEXT
содержание

5.3. Решение
Описательная часть
Взвешивание оснований
Экология решения
Раскольников
СудьбаРазмышляя о свободе воли, мы могли бы подумать о том, что часть процесса принятия решения обязательно должна быть скрыта от существа. Мы могли бы предположить, например, что если бы существо было в состоянии просчитать движения ( Read more... )

Leave a comment

Comments 13

nebos_avos May 1 2011, 09:02:15 UTC
"В каком-то смысле у героя нет выбора между альтернативными возможностями. Однако неким парадоксальным образом это не мешает герою осознавать свои поступки как свободные. Мы видим, что это совершенно особая форма свободы воли. На этой форме свободы строится особая культура, которая зачастую может оказаться нам непонятной".

Что ж тут непонятного?! "Мораль" отсюда та, что свободный НЕ выбирает. Свободен тот, кто следует своему при-званию - идет на обращенный к нему зов. А зовет ли он зовущего Судьбой, или другим именем - дело десятое.
"Свободен тот, кто захвачен" (В.Бибихин)

Reply

togo May 1 2011, 18:49:25 UTC
<<"Мораль" отсюда та, что свободный НЕ выбирает.>>
В общем случае у меня такой морали не следует -- я не зря выделил судьбу в особую форму свободы воли. "Свободен тот, кто захвачен" -- неплохое выражение, но в нашей культуре, как мне представляется всё сложнее -- приходится выбирать.

Reply

nebos_avos May 1 2011, 19:10:16 UTC
А разве Судьба не "псевдоним" Призвания ( ... )

Reply

togo May 1 2011, 20:47:45 UTC
Мне трудно говорить на этом языке, но я попытаюсь дать свою версию а Вы уж судите как она соотносится с Мамардашвили:
Да, свобода в себе самой содержит необходимость, но при этом свобода как пребывание в мире есть выбор.

Я этот выбор постоянно осознаю. В практике Судьбы как-раз этого нет. Там только свобода, которая в себе самой содержит необходимость. Судьбу сейчас практически никто не практикует.

Reply


nebos_avos May 1 2011, 09:05:58 UTC
"Каждый индивид имел бы между тем личную историю, которая складывалась бы некоторым естественным образом. Личная история индивида представляла бы вереницу оснований, согласно которым тот и поступал бы. На всякий возможный вопрос уже имелся бы ответ. Индивид не совершал бы поступков в строгом смысле этого слова, так как ему не требовалось бы придавать основаниям силу".

"Историей личности" такой расклад назвать можно лишь с иронией - по сути он отрицают как историю, так и личность.

Reply


Leave a comment

Up