PREV |
NEXT содержание 5.3. Решение
Описательная часть Взвешивание оснований Экология решения РаскольниковСудьбаРазмышляя о свободе воли, мы могли бы подумать о том, что часть процесса принятия решения обязательно должна быть скрыта от существа. Мы могли бы предположить, например, что если бы существо было в состоянии просчитать движения
(
Read more... )
Что ж тут непонятного?! "Мораль" отсюда та, что свободный НЕ выбирает. Свободен тот, кто следует своему при-званию - идет на обращенный к нему зов. А зовет ли он зовущего Судьбой, или другим именем - дело десятое.
"Свободен тот, кто захвачен" (В.Бибихин)
Reply
В общем случае у меня такой морали не следует -- я не зря выделил судьбу в особую форму свободы воли. "Свободен тот, кто захвачен" -- неплохое выражение, но в нашей культуре, как мне представляется всё сложнее -- приходится выбирать.
Reply
Reply
Да, свобода в себе самой содержит необходимость, но при этом свобода как пребывание в мире есть выбор.
Я этот выбор постоянно осознаю. В практике Судьбы как-раз этого нет. Там только свобода, которая в себе самой содержит необходимость. Судьбу сейчас практически никто не практикует.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Хотя судьба «заложена» в героя как его «программа», она вместе с тем осознается им как его персональная жизненная позиция; он не просто следует ее повелениям - он ее творит, активно реализует. Судьба, следовательно, есть выражение его собственной сущности, которую герой выявляет как бы свободно, на свою личную ответственность»
Да, видел Ваш комментарий. Про "призвание" -- я не очень хорошо понимаю что это такое -- поэтому не взялся судить. Если в смысле "ну, вот он врач по призванию" то это такая фигура речи. Что может обозначать "призвание" в какой-нибудь религиозной традиции я слабо себе представляю за необразованностью.
Reply
Бог призвал Иоанна стать отцом нового народа, а Моисея - вывести его из Египта. Интересно, что в Библии оно никак не связано с "природными задатками". Моисей ссылается на отсутствие у него таковых - Бог на то отвечает: задатки Я тебе задам, какие надо.
Метафорический смысл оно обретает в секулярной культуре - потому как непонятно, кем призван. Хотя "призванный" все равно его воспринимает как императив, коего неисполнение не проходит безнаказанно: жизнь лишается смысла, человек спивается, деградирует и т.д.
А как в культурах "доосевых", где безраздельно господствует миф? Ну, наверное, так, как выше я написал, и моя версия, заметьте, Гуревичевой не противоречит.
Reply
Reply
Leave a comment