5. Воля

Dec 24, 2009 15:39

PREV | NEXT
содержание

5.2. Произвольное действие
Ответственность за погоду
Механизм выполнения участи
История произвольности
Человеческий глаз

В связи с вопросами, обсуждаемыми выше, мы хотели бы затронуть проблему управления движениями человеческого глаза. Хотя по обыкновению эти движения производятся неосознанно, мы можем взять их под свой контроль. Если мы будем искать интегральную практику, в которую в качестве составного элемента входило бы движение глаз, то в первую очередь нам придет на ум практика смотреть. В общем случае эта деятельность включает в себя сложный набор координированных движений, подобных повороту головы и др. «Посмотрите, что находится в ящике». «Посмотреть» в данном случае подразумевает, кроме всего прочего, например, вскрытие ящика. Легко допустить, что практика смотреть может подпасть под действие свободы воли. Может оказаться очень важным, вскроете вы ящик или решите этого не делать. Фактически для нас очень сложно вскрыть ящик не нарочно, не осознавая того, что мы делаем. Свобода воли тут работает в полную силу.

Может случиться, что просьба не срабатывает. Я говорю Павлу: «Посмотри на человека в шляпе». Но Павел не догадывается, что нужно повернуть голову. Возможно, что наши практики будут развиваться в сторону дифференциации и более тонкой настройки - например, мы начнем практиковать поворот головы. Рано или поздно мы столкнемся с фундаментальной ролью глаз в зрительном восприятии. По­явятся практики, непосредственным предметом которых станут движения глаз.

По всей видимости, существует другой путь к освоению глаз, который основан на важном значении взгляда при коммуникации. Когда мы разговариваем, то смотрим в глаза собеседнику. Всякий раз, когда я обращаюсь к Павлу, но смотрю в глаза Петра, возникает недопонимание, и меня переспрашивают: «К кому же ты обращаешься?» Существует коммуникационный код, основанный на игре взглядов. Когда этот код становится предметом нашего разговора, нам приходится говорить о глазах (точнее говоря, некоторые знаки, используемые в таком разговоре, обретают значения, связанные с глазами).

Все это уже пройдено и закреплено в нашей культуре. Однако существуют феномены, которые не приобрели в культуре сколько-нибудь существенного значения. Возьмем в качестве примера стереоскопическое зрение. Когда мы переводим взгляд с далекого предмета на близкий, изображения в правом и левом глазу «накладываются друг на друга» путем сведения глаз. Это один из механизмов, позволяющий нам оценить расстояние до предмета. Когда мы смотрим на некоторый предмет, сведение происходит автоматически. Человек, не интересующийся психологией зрительного восприятия, за всю свою жизнь может ни разу не задуматься о механизме стереоскопического зрения. Однако движения глаз, обеспечивающие сведение изображений, можно поставить под свой контроль. Это хорошо известно тем, кто учился рассматривать стереопары. Как же мы берем эти движения под свой контроль?

Рассматривая физиологию и оптику глаза, мы можем обнаружить еще несколько своеобразных движений. Это расширение и сужение зрачка, а также деформация хрусталика при фокусировке, обеспечиваемая глазными мышцами. Для того чтобы управлять последними, я просто «перевожу взгляд» с далекого предмета на близкий (это можно сделать, закрыв второй глаз, чтобы не думать о стереоскопическом эффекте). Когда я смотрю на карандаш, который держу в руке, фон размывается. Но я могу сфокусироваться и на фоне. В русском языке нет специального выражения для этого действия (разве что технический термин «сфокусироваться», который пришел из физики и в обыденной жизни не находит употребления, если речь идет о глазах, а не о фотоаппарате). В выражении «переводить взгляд» подчеркивается именно перевод взгляда с одной вещи на другую, который обеспечивается как движением глазных яблок (их вращением), так и фокусировкой. Складывается впечатление, что культура не позаботилась о том, чтобы выделить фокусировку в отдельную культурную практику. Этого просто не потребовалось, так как это действие в отдельности никогда не становилось предметом совместной деятельности. То, что я делаю в опыте с карандашом, это именно переведение взгляда с кончика карандаша на стену и обратно. Но у меня есть возможность и это движение поставить под свой контроль. Видимо, это происходит вместе со стереоскопическим разведением. Мне не удавалось отделить одно от другого.

Ну что же, слово для новой практики можно придумать или взять из физики. Интересен способ, которым мы приходим к подобным экспериментам и контролю. Я прочитал книгу о стереоскопическом зрении. То есть я сначала узнал о такой возможности, прежде чем ее испытать.
«Видение аспекта и представление подчиняются воле. Это она отдает приказ «Представь себе это!», а также «Теперь смотри на эту фигуру так!», но не «Теперь этот лист зеленый»!» [3, 300]
Возьмем рисунок «двойного креста» из «Философских исследований». То, что Витгенштейн называл аспектом, мы можем контролировать по собственной воле. Возможно, что вначале мы будем видеть только в одном аспекте - черный крест на белом фоне либо белый крест на черном фоне. Но когда мы научимся видеть и то, и другое, мы сможем переключать аспект сознательно.



Я смотрю в центр фигуры и переключаю аспект. Произвожу ли я какие-то движения глазами? Как я переключаю аспект? В этом есть что-то неуловимое. Мне не удавалось сопоставить это с какими-нибудь движениями глаз. Но, скорее всего, это связано с такими движениями. Просто они стали незаметными.
Previous post Next post
Up