5. Воля

Dec 21, 2009 18:41

PREV | NEXT
содержание

5.2. Произвольное действие
Ответственность за погоду
Механизм выполнения участи
История произвольности
Человеческий глаз

Я могу поднять сейчас руку, но могу этого и не делать. Я могу придать силу некоторому основанию в пользу поднятия руки, выкинув жребий (я должен жить в племени, практикующем жребий). Допустим, в некоторый момент я обнаружу, что моя рука поднята. Этот факт будет вписан в мою личную историю. Другие (и я сам) будут относиться к случившемуся как к моему свободному действию, то есть апеллировать к моему решению соответствующим образом. Я не могу избежать этой свободы. За некоторое время до поднятия руки я вынужден принимать этот факт во внимание.

Я могу поднять руку, но не могу сделать так, чтобы часы, которые висят на стенке и на которые я сейчас смотрю, сидя на диване, тотчас остановились бы. Как же случилось, что я могу сделать одно и не могу сделать другое?

Допустим, что сейчас я еще не знаю, что произойдет в будущем - окажусь я завтра на работе или пойду в кино. Я не принял еще окончательного решения. Я не ведаю также о том, выпадет ли к завтрашнему утру снег. Впрочем, если завтра выпадет мокрый снег, никто не обвинит меня в плохой погоде. Никто не скажет, что снег выпал благодаря моему решению. С походом в кино или на работу дела обстоят иначе.

Всякий теперь разумеет, что человек физически не в состоянии повлиять на погоду - такова специфика нашего современного представления о физической реальности. В состоянии ли человек повлиять на движение собственного тела? Очевидно, что и во втором случае закономерная последовательность физиологических событий однозначно должна обусловить результат. В этом смысле нет никакой возможности различить приведенные выше случаи. Мы ищем не там.

Легко вообразить, что в иной культуре ответственность за погоду могла бы возлагаться на человека. Представьте себе шамана - такого, что контроль за погодой вменялся бы ему в прямые обязанности. Шаман с усердием решал бы поставленную перед ним задачу, прибегая к симпатической магии, заклинаниям и талисманам. Испытывал ли бы шаман опыт свободы воли в связи с выпадением снега? Да, испытывал бы.

Можно ли сказать, что шаман реально влиял бы на погоду? Да, можно - приблизительно в том же смысле, в котором мы говорим о своем влиянии на поднятие собственной руки. Возможный случай неудачи в оказании воздействия на погоду не смог бы поколебать нашей уверенности. Случай неудачи мы могли бы отнести к проявлению слабости воли. Причем такая интерпретация не является художественным образом. Утверждение о слабости воли следует понимать буквально.

Ну что же, в нашей культуре не принято приписывать человеку ответственность за погоду. Вопрос о том, почему так сложилось, требует специального объяснения. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим мысленный эксперимент.
Previous post Next post
Up