Когда мне было примерно семь, я начала писать свой первый дневник. Причин тому было две.
Во-первых, мы поехали с мамой на море, и все происходящее было совершенно невозможно объять, уместить внутри, но не получалось и того цветного живописного хаоса, как это бывало ранее, когда не было особенного понимания, что происходит, но особо и не надо было. Теперь же внутри толпились не только цвета, картинки и прочие эти мельтешения, которые всегда шли фильмами в голове, но и названия, слова, предложения, и это было невыносимо.
Во-вторых, я прочитала книгу Саши Черного «Дневник фокса Микки», и обнаружила, что можно писать дневник, и писать его не от себя, а от имени собаки. Я сразу же решила попробовать. [Оказалось, что]Оказалось, что если писать от имени резиновой собаки, то так думать получается в разы легче, не так душат мысли, не так затапливает их количество, слова не наползают друг на друга, буквы не скачут и не вертятся до такой степени. Так же я подчерпнула и «технику» ведения дневника. Там было написано: «Ставлю три звездочки. Я видел в детских книжках, когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки». Это было для меня открытием, что можно думать не все мысли сразу, а разделять их. Еще там был способ с вопросами. Можно было написать: «Меня мучает пять вопросов:». А также там было про сны. Микки описывал, что он видел во сне. Короче, очень ценная оказалась книга для меня, потому что мне удалось начать писать о происходящем, и выгружать все эти впечатления на бумагу, превращать их в некий последовательный, пусть еще и очень корявый, но все-таки текст. Тогда я не вела еще никакой тетрадки, а писала просто на листах бумаги, на таких же, на которых рисовала, просто теперь на них появилось некое словесное повествование. И примерно таким образом я писала лет до 10, и даже тетрадка уже была. Но смысл все равно был такой же: это было перечисление событий, как выгрузка их на внешний жесткий диск. «Видели рыжего кота, собака у соседей залезла на будку и спала там, у маши во дворе клевачий петух, он гоняется за людьми в красных штанах, незнакомый дядя на улице предложил конфеты, мы проследили за ним до его дома, конфеты выкинули, ходили в заброшенный дом, где живет ведьма, у Жульки родились щенки».
Лет в 12 мне попался фильм «Великан» (The mighty), про двух подростков: тяжело-больного Кевина, который передвигался на костылях, но был остр на язык и хорошо соображал, и Макса, который несколько лет оставался на второй год, и все его считали тупым, а он был просто психологически травмирован в детстве.[Нажмите, чтобы прочитать подробности] И они объединились сначала случайно, когда Кевина назначили помощником Макса в учебе чтению, а потом и специально, когда Макс стал носить Кевина на плечах, и по сути, стал его ногами, а Кевин стал как бы их мозгом. И Кевин говорил Максу «представь, что предложение - это картина, а слово - это часть картины, тебе просто нужно позволить своему воображению соединить их», и учил его читать на примере его любимой книги про рыцарей короля Артура. А потом он подарил ему книгу, в которой ничего не написано, и сказал, что он может написать ее сам. И весь фильм построен так, что Макс как будто пишет эту книгу, и рассказывает все события фильма. И первое, что он написал в этом дневнике было «Как я могу написать книгу? Я же идиот.» Фильм очень пронзительный и очень повлиял на меня. Научил меня читать и писать. Не механически, а представляя эти вот картины через текст.
Ну, и последнее произведение, которое так же не меньше повлияла на меня в плане ведения дневника - это американский мульт-сериал для подростков «Как говорит Джинджер». Там про типичную жизнь подростков и их проблемы, но особенность в том, что все 3 сезона в каждой серии главная героиня пишет в дневнике. Рефлексирует и прочее такое. И как-то это так засело у меня в голове, что с 2002 года и до сих пор я веду дневник уже на достаточно регулярной основе. И бумажные эти дневники - это очень важная и ценная для меня штука. К ним я неоднократно обращалась, спустя время, и они всегда помогают не только выгрузить из себя чрезмерное, как-то вот запаковать это, но и обрести целостность, как в моменте, так и в жизни вообще.
С тех пор я пробовала разные варианты ведения дневников и прочих письменных практик. Но ничто так не прижилось, как просто ставить даты, отделять мысли одну от другой звездочками и помнить, что слова - это часть картины, и надо просто соединить их.
А вы ведете дневник? Бумажный или цифровой? А в детстве вели? Откуда вы узнали, что так можно делать? Какие техники и методы ведения вы используете? Помогает вам дневник? Или, может, кажется опасным, например, предметом, когда его могут найти, как в «Женщине в белом» Коллинза и это может повлиять на события, или он может увести мысли не туда, как было с Джинни Уизли, когда дневник разговаривал с ней. Да, там был волшебный дневник, но может же быть такое, что мысли слишком не туда пойдут и без волшебства, правда же? Или вот, как «Эффекте бабочки» главный герой мог возвращаться в прошлое с помощью дневников, но делал это ровно до тех пор, пока настоящее его не устраивало, а когда настоящее стало для него годным, он их сжег.
А вы что думаете о дневниках?
Прошу свободную дискуссию.
На время обсуждения я разбанила присутствующих одновременно в сообществе и в моем бан-листе.