Как лечить панические атаки?

Jun 24, 2015 13:06

© Линде Н.Д.
канд. психол. наук, профессор МосГУ и Института психоанализа, автор метода эмоционально-образной терапии, психолог-практик с 38-летним стажем, Москва, Россия. e-mail: nlinde@mail.ru

Панические атаки представляются чем-то загадочным и непреодолимым. Многие считают, что это заболевание пожизненное, надо просто приспособиться и постоянно лечиться. Скажу кратко, что я считаю, что, работая в рамках Эмоционально-образной терапии, мне удалось разгадать то, как устроены панические атаки, понять, в чем их причина и найти общее для всех случаев психологическое «лечение» этой проблемы.

Такое заявление может показаться слишком самоуверенным, но я расскажу, как это произошло. Знаете, открытие пенициллина произошло ведь случайно, так же случайно я натолкнулся на разгадку природы панических атак. Но это было возможно только в работе методом ЭОТ, почему, будет ясно из дальнейшего.

Как-то пришла ко мне на консультацию молодая женщина, которая уже три года страдала паническим расстройством и совершенно отчаялась в надежде от него избавиться. «Вот, смотрите, у меня руки постоянно трясутся, не надо даже глаза закрывать!» - говорит она. Кисти ее рук действительно непрерывно тряслись! - «Я ужасно боюсь сойти с ума! Можете ли Вы дать мне гарантию, что я не шизофреник?» Я говорю: «Легко. Любую бумагу подпишу, я невооруженным глазом вижу, что ты не шизофреник!» Она: «А потом? Я ведь потом могу сойти с ума…У нас соседка шизофреничка! Это такой ужас! Я боюсь стать такой! Вы мне можете гарантировать, что я потом не сойду с ума?! Я же могу повредить моему ребенку, убить моего мужа…»

Я говорю:

- Представьте на этом стуле ту сумасшедшую Марину (имя изменено), которой Вы так боитесь стать.
- О! Она такая ужасная! У нее такие патлы на голове. У нее страшные когти на руках. Она такая злая! Она может разорвать кого угодно. Она может повредить даже моему ребенку!
- Примите ее как часть Вашей личности! Чтоб она вошла в Ваше тело, как душа входит в фантастических фильмах.
- Да Вы что, я же тогда с ума сойду, я кому-нибудь могу повредить!
- Принимайте! Хуже уже не будет!

И она приняла! Тут же ее руки перестали дрожать и спокойно легли на колени! После этого мы еще 40 минут проговорили, и ее руки ни разу не дрогнули!

В итоге я сказал:

- Вся Ваша проблема происходит из-за внутреннего расщепления и борьбы с самой собой. Чем больше Вы отвергаете саму себя, тем больше «материала» перемещается в отвергаемую часть. Она рвется к Вам обратно, и Вам все труднее ее сдерживать, но Вы стараетесь, и все больше боитесь. Страх усиливается именно в тех ситуациях, когда Вы ощущаете, что никто не придет на помощь. А в помощи нуждается именно Ваша отвергаемая часть. Когда же Вы приняли саму себя, вся проблема исчезла!

Девушка ушла абсолютно спокойной. Она никому не хотела повредить и не боялась сойти с ума. Но через пару дней позвонила мне в состоянии ужасной паники:

- Мне еще хуже! У меня состояние полной дереализации!
- Что это значит?
- Я не понимаю, то, что вокруг меня - это реально или нет?! Мне иногда кажется, что я в какой-то иной реальности!
- Приезжайте!

Опять мы создали образ «дереализованной» Марины, она его приняла как часть своей личности, и вся так называемая «дереализация» тут же прошла! Понятно, что только через представление «ужасного» образа и его принятие можно было понять суть внутреннего конфликта клиентки. Это было возможно только благодаря применению метода ЭОТ.

Она еще пять раз запугивала себя и меня какими-то «сумасшедшинками», потом принимала их как части своей личности и успокаивалась. Она поняла, что причина коренится в ее детстве, когда она боялась поведения отца-алкоголика и отрицала саму себя. На последнем занятии она поняла, что недовольна отношениями с мужем, что злится на него и боится его авторитарности, что тоже провоцирует ее панические атаки. Она полностью выздоровела, о чем мне сказала ее подруга «по болезни», которой Марина рекомендовала меня, и с которой мы работали по скайпу почти год. Она жила на Украине.

Эта подруга сильно сопротивлялась, но, как потом призналась, эффект почувствовала сразу, на первом же сеансе, после того, как приняла свою «больную» часть, то есть внутреннего ребенка, которого в детстве постоянно критиковала мать. Она вышла после сеанса к мужу и сказала, что уже чувствует себя хорошо и спокойно, и спросила: «Это что? Волшебство?!» Муж ответил: «Волшебство!»

Дело в том, что она уже 6 лет лечилась у разных врачей, пила разные таблетки, выполняла разнообразные рекомендации и ограничивала свою жизнь разными способами. Ничто, естественно, не помогало. Она не могла поверить в то, что все обстоит так просто, как я объяснял! Это открытие принесло много разочарований: во врачах, в самой себе, в маме…Она не могла привыкнуть к мысли, что ей теперь открыта вся нормальная жизнь, что она не сумасшедшая и не надо ложится в больницу… Не могла привыкнуть, что простую истину открыл какой-то малоизвестный психолог… Не могла смириться, что столько усилий за 6 лет жизни было потрачено напрасно!

Поэтому она еще долго сопротивлялась… В конце занятий она сказала, что ей стало почти совсем хорошо, но еще немного страхов осталось, но она дальше справится сама… Я понял по косвенным признакам, что страхи ей еще были выгодны, ими она могла запугивать своего мужа! Иначе он мог бы подумать, что она столько лет притворялась и зря его морочила! Но на этом мы расстались…

Но недавно, полгода назад, она опять написала мне, что «два года после нашей работы жила просто как в раю!», а теперь у нее опять вернулись страхи. Почему это может быть? Я сказал, что какие-то события, видимо, спровоцировали ее опять на то, чтобы отвергнуть саму себя… Учитывая то, что происходило и происходит на Украине, это легко понять, тем более, что ее муж - военный. Я предложил ей снова поработать по скайпу, но она ответила, что сразу все поняла и справится сама. Я думаю, что она справилась.

Были еще разные случаи, которые подтверждают основную концепцию, независимо от того, что они не были завершены, не было «хэппи-энда» по разным причинам. Чаще всего это одна и та же причина - клиенты отказывались от дальнейшей работы, не веря в эффективность такой простой схемы.

Но другая причина состояла в том, что панические атаки имеют еще и существенный истерический компонент. То есть клиент в состоянии паники испытывает состояние полной беспомощности и хочет, чтобы его кто-то спас! Этот кто-то, как правило, мама, которой и адресуется паническая атака, даже если она никак не может ее увидеть. Как говорил один взрослый, сильный и относительно богатый клиент, жалуясь на равнодушие близких людей: «И ведь никто не пойдет со мной посидеть в очереди к врачу в поликлинике!» Из одной этой фразы специалист легко поймет, какую выгоду извлекал он из панических атак, и как в детстве обращалась с ним мама.

Одна молодая женщина, страдавшая от панических атак, представляла свой страх как ужасное чудовище. Я предложил ей погладить это жуткое чудовище и сказать ему, что оно хорошее. После двух-трех повторений чудовище превращалось в маленькую девочку. Она принимала ее, но не очень искренне. Я объяснял ей, что ее страх - это страх маленькой девочки, которая боялась отца, когда он приходил пьяный и бил мать. Что принятие успокаивает Ребенка, и от этого ее собственный страх тоже проходит.

Она удивлялась, но опыт снова и снова подтверждал мою правоту. Но дома она снова боролась со своим страхом, отвергала его, и паника повторялась вновь и вновь, несмотря на мои объяснения и положительный опыт. Наконец, на пятый раз она заявила: «Николай Дмитриевич, я всю неделю мечтала о том, как я приду к Вам, и Вы избавите меня наконец от моего страха! А Вы опять мне говорите, что я должна что-то сама делать! Вы меня не понимаете!» Очень недовольная она ушла, и ее панические атаки как-то сами собой прошли… Об этом она рассказала мне через два года, когда пришла снова, потому что панические атаки возобновились.

Точно так же я работал с ней и в этот раз и добился большего понимания. Она согласилась, что только она сама может себе помочь, что я прав в том, почему у нее происходят эти атаки. Она согласилась, что неправильно потакать собственной беспомощности. Но все-таки она думала, может быть правильнее лечь в больницу? В клинику неврозов? Я сказал, что она сама вправе это решать, но лечь в клинику - это значит опять проявить свою беспомощность и отдать все полномочия врачам, что будет закреплять ее «болезнь». Она согласилась, записалась на следующий сеанс, а когда наступил день приема, позвонила и говорит: «Николай Дмитриевич, я к Вам не приду, я уже в больнице». Вот такой расклад…Но я понимаю, у нее богатый муж, и было полезно и удобно запугивать его своими страхами…

Еще одна история длилась целый год. Молодой человек 19 лет, из одной бывшей союзной республики, писал мне «в личку» в фейсбуке. Я сразу сказал ему, что надо принять своего Внутреннего Ребенка, но он под разными предлогами отказывался это делать. Он сопротивлялся, злился на меня, спорил, уходил в бесконечную интеллектуализацию, оправдывался папой и мамой, и братом-наркоманом, как будто бы если он выздоровеет, то он тем самым их всех бросит… Действительно, его папа в свое время бил маму. А мама ко всем придиралась, во все лезла и всех ругала! Но прежде всего, он сам себя не принимал в детстве, потому что был беден, чем-то некрасив, мыл машины для помощи семье, боялся отца… Он создал себе мечту, что станет большим и сильным, настоящим мачо и т.д., и всем докажет! А я убеждал его, что ему надо принять маленького трусливого мальчика из детства. С этим он не мог согласиться.

Только «вчера» он согласился сделать это. Ему действительно сразу стало лучше. В результате буквально «вчера» он понял, что это путь к здоровью. Он обещал, что будет дальше развивать этот путь, что откажется от бесконечной интеллектуализации и стремления к достижениям, даже если мама будет недовольна. Но я не уверен еще, будет ли он верен своим обещаниям. Я думаю, мы еще будем с ним общаться. Но еще раз я убедился, что модель происхождения панических атак, которую я сформулировал, абсолютно верна и будет еще много раз подтверждена на разных случаях и на разных нтах. Время покажет, но я хотел поделиться этими результатами со своими коллегами.

Еще раз сформулирую основные положения:

1. Пациент с паническими атаками вытесняет часть своей личности, которая ему чем-то не нравится. Она наполнена хроническим состоянием страха;
2. Эта часть личности, естественно, снова и снова возвращается к нему, а он пугается ее и снова с ней борется;
3. Чем больше он с ней борется, тем больше «материала» вытесняется в эту часть и тем сильнее она становится;
4. Эта часть личности обычно является детской частью клиента, его Внутренним Ребенком;
5. В детстве клиент подвергался критике, нападкам со стороны родителей, возможно получил предписание «не живи»;
6. Часто в детстве клиент наблюдал скандалы и даже драки между родителями, например, когда отец бил мать;
7. Ребенок считал себя виноватым в чем-то и ответственным за отношения родителей и счастье семьи, он стыдился чего-то и отказывался от самого себя.

Лечение состоит в том:

1. Чтобы взрослый клиент принял отвергаемую им часть личности как неотъемлемую и любимую часть;
2. Перестал злиться на самого себя;
3. Отказался от комплекса беспомощности и принял на себя функции защитника детской части личности;
4. Снял с себя ответственность за отношения родителей в детстве, за семью сегодня;
5. Разрешил всем членам семьи самим заработать свое счастье и здоровье;
6. Научился заботиться о самом себе, признал себя хорошим и благословил себя на счастливую жизнь.
Аватара пользователя
Линде Николай

Сообщения: 26
Зарегистрирован: Пт окт 12, 2012 10:03 am
Откуда: Москва, Россия
Вернуться к началу
Сообщение Биккель М.В. » Чт май 14, 2015 3:49 pm
На самом деле для "психологического лечения" панических атак необходимо, прежде всего, проработать с клиентом/пациентом всего одно когнитивное искажение - катастрофизацию (необоснованный привычный прогноз развития любого события, явления или состояния по наихудшим из возможных сценариев). И заменить катастрофизацию на её альтернативу - декатастрофизацию, т.е. прогноз по средним и лучшим сценариям. Второй вариант замены катастрофизации на "прогноз хуже худшего", тогда прогноз клиента пациента как бы сдвигается по шкале прогнозов от наихудших к средним.

А ещё лучше обратиться к сугубо научной специальной литературе, например, такой - Клинические рекомендации по диагностике и лечению панического расстройства и генерализованного тревожного расстройства, разработанные Санкт-Петербургским научно-исследовательским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева. Наши друзья и коллеги любезно поделились своими новейшими разработками для Российского Общества Психиатров.
Клинические рекомендации соответствуют требованиям доказательной медицины, содержат диагностические принципы и критерии, алгоритмы лечения.
http://psy-dv.org/load/klinicheskie_rek ... 25-1-0-780

С уважением к авторским методам и их авторам
Аватара пользователя
Биккель М.В.

Сообщение Линде Николай » Сб май 23, 2015 6:51 pm
Михаил! Снимать "катастрофизацию" это все равно, что снимать температуру, не исцеляя болезни, которая коренится в истории семьи и отрицании какой-то своей части личности.
Я сталкивался с такими "пролеченными" когнитивной терапией или бихевиоральной терапией клиентами, невроз которых как был так и остался, прикрытый "толстым слоем терапевтического макияжа".
Некоторые даже лечились в клинике неврозов. Почему так много людей с паническими атаками, которые лечатся годами? Пьют таблетки, а им говорят, что это "примерно навсегда?"
Статистика всегда доказывает то, что необходимо исследователю, я столько с этим сталкивался...Есть еще и элементарная логика. Когнитивная терапия считает, что это мысли управляют эмоциями.
Но я убеждаюсь, что это чувства управляют мыслями, поэтому работаю с чувствами. Если Вы верите в статистику и в когнитивную терапию я не буду с Вами спорить, могу только посочувствовать.
С уважением, Н.Д.Линде

Линде Николай
Откуда: Москва, Россия

ПА

Previous post Next post
Up