Кинематографическая составляющая прозы В. Шаламова
(В. Шаламов и А. Тарковский)
Выдержки из
статьи Ларисы Жаравиной:
[...] О возможности экранизации собственных произведений Шаламов, разумеется, не задумывался, но в его записных книжках, дневниках и письмах содержится немало интересных наблюдений над принципами кинематографической интерпретации классических текстов.
Эти факты, как и конкретные наблюдения над поэтикой колымской прозы дают основания считать Шаламова писателем с элементами киномышления. Выборочность, движение планов и ракурсов, монтажная склейка, ведущая к установлению необычных смысловых связей, быстрота и часто парадоксальная сопряженность отдельных сцен - все это имело определенное значение для автора, который размышлял о «монтаже документов» (2. 6, 386), «перегруппировке материала до предела» (2. 6, 387) и т.п.
Однако наиболее традиционным является представление о кинофильме как экспрессивном движущемся видеоряде. Именно в этом ключе на материале произведений Гоголя говорил о кинематографичности русской прозы Андрей Белый.
[...] принципы «новой прозы» предполагают, помимо прочего, физическую отстраненность от вещественности как форму духовного прозрения, не связанную напрямую с миметической природой искусства.
Кино же в основе своей миметично, и только Мастера способны трансформировать визуальную очевидность в трансценденции духовного порядка.
К таким Мастерам, бесспорно, относился Андрей Тарковский. О возможности сопряжения двух имен свидетельствует хотя бы тот факт, что буквально за несколько дней до смерти (13 января 1986 г.) режиссер сделал в своем дневнике («Мартирологе») следующую запись: «Читаю «Колымские рассказы» Шаламова - это невероятно! - Гениальный писатель!»
Опубликовано в сборнике "ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ РОССИЯ - ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ ЛИ-ТЕРАТУРА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ", Саратов, 2010