В Сети лежит сборник статей участников Международной конференции "Проблемы российского самосознания: судьба и мировоззрение В.Т. Шаламова (к 110-летию со дня рождения), Москва-Вологда, 15-18 июня 2017 г."
"ПОЕЗД ШАЛАМОВА. Проблемы российского самосознания", М. : Голос, 2017
С содержанием сборника можно ознакомится
здесь.
Выложу пару статей, остальное желающие могут прочесть в электронной pdf-версии.
Здесь статья Бориса Завьялова "Критическая антропология Варлама Шаламова".
Ниже предисловие к сборнику доктора философии Сергея Анатольевича Никольского.
_________
Посвященная жизни и творчеству В.Т. Шаламова 14-я конференция Института философии РАН с регионами России «Проблемы российского самосознания» существенным образом отличается от бывших ранее. Причина, конечно, в личности Варлама Тихоновича и времени, в которое он жил. 30-е годы ХХ в. - высшая точка в прыжке «века-волкодава». Но и развернутый во времени ответ Шаламова - тоже из разряда исключительного. (Теперь, когда у нас есть возможность сравнивать его слово с ответами, которые давали другие, пережившие ту эпоху и обладавшие способностью говорить так, чтобы их услышали потомки, мы это знаем наверняка).
В большом историческом времени человечества есть узловые точки, после которых история народов радикально меняла свое направление. Для христианской Европы - это поворот, совершенный религиозной революцией Лютера. В России - укоренение самодержавия Иваном Грозным и церковный Раскол, впервые в истории страны сделавший изгоями миллионы.
Но, возможно, самым сильным по своим цивилизационным последствиям был Октябрьский переворот, в результате которого большая страна не просто свернула с общей европейской дороги, по которой шла чуть не тысячу лет, отказавшись от идей демократии, права, частной собственности. Конечно, частная собственность как главный цивилизационный институт, отсчитывая от Октября, правовую легитимацию начала обретать сравнительно недавно. Однако захватившие власть большевики стали вводить новое, ранее в истории не бывшее - ее полное искоренение, заодно присовокупив к этому связанное с собственностью население. Шаламов разделил судьбу миллионов, кого подмял «век-волкодав», а своим бытием и творчеством сделал произошедшее явным.
Нельзя сказать, что общество не пыталось осознать случившееся. Однако, его осмысление, робко начавшись после ХХ съезда партии и отчасти возобновленное в 90-е годы, было быстро остановлено и отставлено. Слишком многие из тех, кто был снаружи лагерной проволоки, страшились правды. Слишком много было иллюзий, что начатое Лениным дело было благим, а извратил и сделал его орудием зла Сталин. Да и в отношении самой ««полезности зла» ради будущего общего блага (зато провели индустриализацию; зато создали атомную бомбу) не было до конца ясного понимания. К несчастью, его нет до сих пор.
Шаламов сделал зримым, овеществил, вывел в поле нашего восприятия ««отрицательный опыт» страны. Своими текстами он создал для современности ситуацию, при которой «из никому не нужного и для многих несуществующего или исчезнувшего ведется перекличка с тем, что подлежит исчезновению» (С.С. Неретина). После Шаламова нельзя сделать вид, что мы не знаем о «прыжке волкодава», что можно позволить себе не разбираться в его родословной, не изучать состав отечественной почвы, волкодава вскормившей. В этой логике, сталинизм - не просто строй, система идей и действий отдельной личности и его ближайшего окружения. В главном - это новая, созданная и на практике опробованная худшей частью отечественного общества форма освобождения от привычного рабства посредством превращения в рабов другой части, произвольно к рабству или уничтожению назначаемой. В числе новых ««назначенных рабов» могли оказаться все, но с особым усердием, ненавистью и завистью в их число включали посмевших помыслить или попробовать стать свободными, воспользоваться христианским правом человека быть собственником самого себя.
Шаламов умер в 1982 году, в глухую пору «развитого социализма», когда даже немного освобожденное слово (будущая «гласность») казалась ключом к решению глубинных отечественных проблем. Но даже сегодня, по прошествию нескольких десятков лет, мы все еще трусливо (политкорректно) избегаем полного осмысления нашего трагического (часто страшного) прошлого, отчасти явленное текстами Варлама Тихоновича Шаламова. И шаламовский поезд (название последнего текста в «Колымских рассказах») - образ России - все еще движется по привычной колее.
Никольский Сергей Анатольевич - доктор философских наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры, руководитель проекта «Проблемы российского самосознания», Институт философии РАН, г. Москва; s-nickolsky@yandex.ru