Чеслав Горбачевский. Авторская жанровая номинация русской каторжной прозы XX века

Dec 13, 2017 00:32

Статья опубликована в сборнике "Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций : материалы IX Междунар. науч. конф." - Екатеринбург, 2009. - Т. 2. Электронная версия - на сайте Уральского федерального университета, Екатеринбург.

_________

Авторская жанровая номинация русской каторжной прозы XX века

Литература о ГУЛАГе в жанровом отношении достаточно разнообразна. Между тем, во всех прозаических текстах различных жанров о каторге этого периода существует непременный стержень, объединяющий произведения малых, средних и больших жанров в некое общее смысловое, историческое и культурное поле с едиными пространственно-временными координатами и с преобладанием документальности над художественностью, правды над вымыслом. Таким стержнем, своеобразным сюжетно-философским лейтмотивом и жанрообразующим принципом литературы о советской каторге стала историческая и индивидуальная память с тысячей правд каждого обратившегося к собственному лагерному прошлому, к правде о том, что довелось пережить в неволе людям, не совершавшим действительных преступлений, осужденным на долгие годы заключения в тюрьмах, лагерях и ссылках по сфабрикованным политическим статьям.
В нашей статье мы остановимся на авторских жанровых определениях, которые встречаются в заглавиях произведений о ГУЛАГе. Тексты в приведенном списке полностью или частично имеют отношение к теме советских каторжных лагерей. В некоторых случаях жанровые наименования принадлежат издателям текстов. В ряду авторских жанровых номинаций - кратких или развернутых - следующие: роман (А. В. Белинков, В. В. Биркин, И. М. Губерман, Вернон Кресс), документальный роман (Э. Г. Воронцова о Г. А. Елизарове, Е. Сомова), автобиографический роман (П. А. Сорокин), роман-воспоминание (А. Н. Рыбаков, И. А. Савенко), короткий роман в рассказах и записях (И. А. Мазус), роман-эссе (Далан), антироман (В. Т. Шаламов), повесть (Г. С. Жженов, Е. А. Керсновская, А. Б. Никольская, О. П. Носова, Б. П. Панков, Б. Ф. Споров, Т. В. Тигонен), повесть о жизни (Г. Ц. Лак), повесть о детстве (М. Б. Вехова), повесть лишнего человека (Ю. А. Храмцов), повесть об одной судьбе (Б. В. Быховский), документальная повесть (С. Ю. Бадаш, B. К. Всеволодов, С. О. Газарян, А. А. Левин, Р. М. Тамарина, Шукрулло (Юсупов)), повесть-хроника (И. И. Шалай), повесть-воспоминание (Б. Н. Ширяев), автобиографическая повесть (Г. В. Гаврилов, А. В. Жигулин, Н. В. Нумеров, М. И. Саушкин, П. П. Стефановский, В. Ю. Янковский), документальная автобиографическая повесть (А. Е. Баканичев), краткие повести (Л. Ф. Консон), повесть в рассказах (Л. Э. Разгон), автобиографическое повествование (Л. И. Бородин о В. С. Стусе), документальное повествование (Р. Х. Гизатулин, З. А. Румер), небольшое повествование (С. В. Щегольков), документальная проза (Е. П. Липшиц), мемуарная проза (Е. А. Мещерская), документально-художественное произведение (М. Е. Зуев-Ордынец), опыт художественного исследования (А. И. Солженицын), рассказы (А. И. Бахтырев, А. В. Белинков, C. А. Владимиров, Г. Г. Демидов, Г. С. Жженов, А. Б. Никольская, Г. Нурмина, архимандрит Павел (П. А. Груздев), И. М. Фильштинский, Г. М. Чемакин, В. Т. Шаламов), невыдуманные рассказы (Д. Е. Алин), рассказ-свидетельство (Е. С. Глинка), рассказ очевидца (Л. И. Юхин), устные рассказы (М. М. Яковенко об А. И. Мироновой-Король), рассказы без подробностей (Г. А. Разуваев), рассказ и раздумья (Б. В. Мазурин), очерк (М. Ашкенази, А. А. Баев, Л. П. Бородина, С. А. Владимиров, Л. С. По- лак, В. В. Рачинский, В. Т. Шаламов), путешествие (Ю. Б. Марголин), письма русского путешественника (В. К. Буковский), письма из юности (В. А. Булгаков), послания на волю в письмах (А. В. Родыгин), письма из мертвого дома (Ф. П. Шиллер), письма-новеллы (М. Б. Шульман), крутые новеллы (А. И. Тарасов), оптинская новелла (Амвросия (А. Д. Оберучева)), трагедия (Г. А. Захарьян), трагикомедия (Т. Г. Цулукидзе), реквием (К. И. Келейников), тюремный реквием: записки заключенного (А. М. Мирек), записки (А. А. Александровский, И. П. Алексахин, Н. Л. Билетов, А. А. Болонкин, М. М. Гавриш, С. М. Голицын, Н. В. Гранкина, К. П. Гурский, А. С. Клейн, М. Н. Кузнецов, В. А. Ладейщиков, В. Ф. Марцинковский, В. Г. Недовесова, С. М. Поликанов, Г. С. Померанц, А. Н. Прядилов, В. А. Самсонов, С. А. Сидоров, В. Л. Сосновский, Г. Г. Фельдгун, В. С. Фрид, В. В. Чернавин, М. П. Шрейдер), памятные записки (В. И. Бухарин), записные книжки (А. А. Баркова), попутные записи (С. С. Тхоржевский), воспоминания (мемуары) (С. К. Бондаревский, Л. Н. Гумилев, Л. З. Копелев, А. Э. Левитин-Краснов, Д. С. Лихачев, Н. Я. Мандельштам, Е. М. Мелетинский, С. И. Фудель и многие другие), автобиография-воспоминание (В. И. Жабинский), воспоминания в форме эссе со свободным сюжетом (А. Н. Кузин), воспоминания, раздумья, полемика (Л. А. Финк), скрытая биография (Б. В. Веселовский), дневники (А. А. Баркова, А. И. Бахтырев, М. Я. Бунина, Е. А. Гнедин-Гельфанд, А. А. Кириллов, Э. С. Кузнецов, Р. Ф. Куллэ, Е. Н. Николаев, Н. Н. Пунин, В. А. Рубин, Ю. И. Соколова-Пятницкая), дневник воспоминаний (Г. И. Прейгерзон), тюремный дневник (А. Сайвальд), лагерный дневник (А. Я. Страдиньш), армейский дневник (П. Д. Кушников), забытый дневник (М. П. Ширшова о П. П. Ширшове), ситцевые дневники (А. С. Суси), думы (Н. А. Фуфрянский), предания (В. П. Корельский), исповедь (С. П. де Мартино, М. И. Коган, Н. Г. Конюхов, П. И. Сямтомов, А. Толганбаев, Е. А. Шиповская), материалы к житию (А. Е. Жураковский), моление (Л. М. Тимофеев), хождение (Ю. Н. Флаксерман), жития несвятых (А. Б. Литинский), хроника (Е. С. Гинзбург, И. Н. Салахов, Ю. Хальски), семейная хроника (И. А. Шихеева-Гайстер), история (Н. А. Заболоцкий, И. Л. Поль, Й. Тоги, М. А. Улановская, О. П. Цой), ненаписанные истории (К. А. Икрамов), репортаж (Ю. В. Мальцев), репортаж и философско-юмористический детектив (А. В. Войлошников), прозаический комментарий к поэтической биографии (Я. Е. Харон, Ю. Н. Вейнерт), книга памяти (М. Г. Минц), книга жизни (И. Т. Твардовский), черная быль (Г. И. Мишкевич), увиденное и пережитое (В. В. Зубчанинов), показания (А. Т. Марченко), заметки (О. Тииф), страницы воспоминаний (В. П. Семенова о П. В. Клочкове), страницы (А. А. Танеева (Вырубова)), странички (М. С. Розенберг), размышления (В. П. Корельский, А. С. Сандлер, М. М. Этлис), случай (А. М. Горлов), наброски по памяти (Л. А. Гронская), дело (Н. Е. Горбаневская, П. Б. Кремер, Д. И. Найдис, Г. П. Путилов), рядовое дело (А. Е. Фельдман), документы (М. Максимович), факты, домыслы, «параши» (М. Розанов).
Безусловно, данная авторская жанровая номинация литературы о ГУЛАГе этим перечнем не исчерпывается, однако даже при поверхностном взгляде вырисовывается вполне определенная картина, в которой очевиден акцент на доминирующую документальную основу значительной части названных литературных текстов.
Очевидно, что авторские жанровые номинации отличаются высокой степенью вариативности, однако среди них выделяются ключевые жанры, которые в совокупности составляют сформировавшуюся систему, репрезентирующую достаточно целостное жанровое представление о характере прозаических текстов, посвященных теме ГУЛАГа. Что касается жанровой принадлежности текстов, то очевидно, что приведенные типы литературных произведений вовсе «не являются статичными и непроницаемыми друг для друга сущностями» [1, с. 15]. Условность жанровой отнесенности большого количества текстов явилась следствием того, что основной задачей для авторов было не следование устоявшимся литературоведческим терминологическим дефинициям и нормам (с которыми они могли быть и не знакомы), а стремление выразить и осмыслить правду собственного прошлого в общеисторическом контексте.
В заглавиях некоторых произведений обнаруживается, в целом, ожидаемый симбиоз таких жанровых определений, как роман-воспоминание, повесть-воспоминание, повесть-хроника, повесть в рассказах, письма-новеллы и др. Вполне объяснимо, почему стандартизованный характер носит ряд часто повторяющихся жанровых названий, таких, как роман, воспоминания, мемуары, повесть, рассказ, записки. Однако наряду с универсальными жанрами бытуют исторически локальные, например, послания на волю в письмах, тюремный реквием и др.
Особенно рельефно «историческая локализация» проявляется в жанре записок, среди которых встречаются записки заключенного (А. М. Мирек), политзаключенного (А. А. Болонкин), узника ХХ века (М. М. Гавриш), советского «фашиста» (В. К. Всеволодов), «врага народа» (С. А. Ермолаев), контрреволюционера (А. Н. Прядилов), вредителя (В. В. Чернавин), доходяги (С. А. Владимиров), репрессированного (М. Н. Кузнецов), человека с номером на спине (Г. И. Мишкевич), колымчанина (И. П. Алексахин), уцелевшего (С. М. Голицын), советские записки (Г. И. Герлинг-Грудзинский), записки лагерного врача (В. Г. Александровский), лагерного лекпома (В. А. Самсонов), лагерного художника (Н. Л. Билетов), лагерного музыканта (Г. Г. Фельдгун) и даже записки лагерного придурка (В. С. Фрид).
Естественно, что в прозе о ГУЛАГе происходило развитие жанровой системы. Представляется очевидным, что перечисленные жанры и их разновидности требуют своего дальнейшего специального изучения и классификации как в контексте эволюции всей жанровой системы прозы о ГУЛАГе, так и в общем контексте жанровой системы русской литературы ХХ века.

1. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: учеб. пособие. М., 2002.

Горбачевский Чеслав Антонович, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

литературоведение, концентрационные лагеря, Чеслав Горбачевский, лагерная литература

Previous post Next post
Up