Статья опубликована в сборнике "Наука ЮУрГУ: материалы 65-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук: в 2 т." - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - Т.1.
Электронная версия - на сайте Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета.
Стланик - важная составляющая художественного мира Шаламова, от иносказания обманутой надежды до отравляющего жизнь узников Колымы тошнотворного, а главное, абсолютно неэффективного и вредного для здоровья антицинготного пойла, которое варят из его хвои и которым в обязательном порядке поят и без того больных заключенных.
___________
Понятийные признаки концепта СТЛАНИК (на материале публицистических текстов национального корпуса русского языка)
На материале публицистических текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка, выявляются понятийные признаки концепта СТЛАНИК. На основании данных признаков составляется характеристика концепта СТЛАНИК, вербализованного в журнальных текстах, отражающих научную точку зрения на предмет - растение стланик. Тем самым реконструируется фрагмент языковой картины мира носителей современного русского языка.
Признаки концепта СТЛАНИК, описанные в данной статье, выявляются на материале публицистических текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка (www.ruscorpora.ru). Национальный корпус создается лингвистами (специалистами по корпусной лингвистике, быстро развивающейся современной области языкознания) для научных исследований и обучения языку. Когнитивная лингвистика (включая сформировавшуюся на ее основе лингво-культурологию) так же, как корпусная лингвистика, является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики, а потому выявление и описание концептов, вербализованных в текстах Национального корпуса русского языка, обладает, на наш взгляд, особой притягательной силой для учащихся - начинающих исследователей русского языка, русской языковой картины мира, русской концептуальной картины мира.
Предметом нашего рассмотрения является концепт СТЛАНИК. По данным Национального корпуса русского языка, имя концепта СТЛАНИК встречается в основном и обучающем корпусах. В основном корпусе представлены фрагменты текстов, относящихся к разным сферам функционирования: бытовой, официально-деловой, производственно-технической, публицистической, учебно-научной, церковно-богословской. Фрагменты текстов, источниками которых являются журналы, распределяются между тремя сферами - публицистикой, учебно-научной и художественной. Сфера «публицистика» представлена журналами «Октябрь», «Звезда», «Сад своими руками»; учебно-научная сфера - журналами «Ландшафтный дизайн», «Химия и жизнь»; художественная сфера - журналом «Дружба народов». Статьи из журнала «Лесное хозяйство» составители корпуса относят как к учебно-научной сфере, так и к публицистике. Стиль большей части источников включенных в корпус текстовых фрагментов определяется как нейтральный. Исключение составляют некоторые фрагменты, извлеченные из текстов журнала «Лесное хозяйство». Их стиль определяется как специальный.
По мнению Е. Бартминьского, в основе идентификации стилистических вариантов языка и жанровых моделей высказываний лежит понятие точки зрения, под которой исследователь понимает «субъективно-культурный фактор, определяющий способ говорения об объекте, в том числе о категоризации объекта, о выборе ономасиологической базы при создании его наименования, о выборе признаков, которые приписываются предмету в конкретных высказываниях и закреплены в значении» [1]. Множественность языковых стилей является следствием множественности установленных в культуре и языке точек зрения. Сравнивая стили, Е. Бартминьский пишет: «Обиходно-разговорный стиль антропоцентричен, он основан на многостороннем и субъективном видении мира глазами так называемого простого человека, предпочтения и экзистенциальные потребности которого являются «мерой вещей». Научный стиль сужает видение до отдельных аспектов действительности, рационализирует и конкретизирует ее образ, причем элиминирует эмоции и оценки. Канцелярский стиль принимает рациональную, нормативную и безличную точку зрения. <...> Научный, технический, официальный язык стремится к специализации точек зрения и нивелированию разнородности» [1].
Цель данной статьи заключается в выявлении признаков концепта СТЛАНИК, вербализованного в журнальных текстах, отражающих научную точку зрения на предмет - растение стланик. К таким журналам относятся «Лесное хозяйство», «Ландшафтный дизайн», «Химия и жизнь», «Сад своими руками». В материалах, извлеченных из журналов «Октябрь», «Звезда», «Дружба народов», отражены фрагменты субъективных (индивидуально-авторских) картин мира В. Писигина, В. Шаламова, А. Жигулина, специфика которых определяется взаимодействием разных точек зрения.
Во фрагментах текстов, источниками которых являются журналы «Лесное хозяйство», «Ландшафтный дизайн», «Химия и жизнь», «Сад своими руками», концепт СТЛАНИК реализует следующие признаки:
1. Образует заросли (Зона первичной инвентаризации резервных лесов представлена <.> зарослями кедрового стланика, «Лесное хозяйство»).
2. Растет вместе с ивой, ерником, ольхой, березой (кедровый стланик, ива и ерник - вместе; кустарниковой растительностью (кедровым стлаником, ерником, ивой); занято кустарниками - ивой, ольхой, ерником, кедровым стлаником, «Лесное хозяйство»; она (береза - В. Г.) растет в лиственничных лесах, встречается с кедровым стлаником, «Сад своими руками»; Основная часть полуострова занята редкостоем каменной березы и порослью стлаников, «Химия и жизнь»).
3. Входит в группу преобладающих пород (преобладающие породы или группы преобладающих пород <...> кедровый стланик, ива и ерник - вместе, «Лесное хозяйство»).
4. Относится к кустарниковой растительности (занято кустарниками - ивой, ольхой, ерником, кедровым стлаником; площадей <...> покрытых кустарниковой растительностью (кедровым стлаником, ерником, ивой), «Лесное хозяйство»).
5. Имеет такие характеристики, как возраст, высота, диаметр, запас (Для кедрового стланика, ерника и ивы возраст, высота, диаметр и запас в таксационных описаниях не проставляются, «Лесное хозяйство»).
6. Относится к лесной растительности, к основным лесным формациям, образующим насаждения (Около 30 % покрытых лесной растительностью земель (1490,2 тыс. га) занято кустарниками - ивой, ольхой, ерником, кедровым стлаником; основные лесные формации, образующие насаждения - хвойные и мягколиственные древостои, кедровый стланик, «Лесное хозяйство»).
7. Является видом сосны (многих видов сосны (сосна горная и ее формы, кедровый стланик), «Ландшафтный дизайн»).
8. Относится к хвойным растениям (С учетом кедрового стланика хвойные составляют 84 % покрытой лесом площади, «Лесное хозяйство»).
9. Вместе с другими хвойными обеспечивает «высокий качественный состав лесов водоохраной зоны» озера Байкал (С учетом кедрового стланика хвойные составляют 84 % покрытой лесом площади и 91 % общего запаса, что подтверждает высокий качественный состав лесов водоохранной зоны, «Лесное хозяйство»).
10. Занимает значительные площади (Около 30 % покрытых лесной растительностью земель (1490, 2 тыс. га) занято кустарниками - ивой, ольхой, ерником, кедровым стлаником; С учетом кедрового стланика хвойные составляют 84 % покрытой лесом площади, «Лесное хозяйство»).
Из данных фрагментов мы узнаем также о том, что под стлаником понимается прежде всего один из видов стланиковых растений - кедровый стланик. В названиях двух статей, являющихся источниками примеров, содержится указание на места произрастания кедрового стланика - притундровые леса Якутии, район озера Байкал (Притундровые леса на территории республики Саха (Якутия); Состояние водоохранной зоны озера Байкал, «Лесное хозяйство»).
На основании выявленных признаков можем составить характеристику концепта СТЛАНИК, вербализованного в публицистических текстах, отражающих научную точку зрения (на материале Национального корпуса русского языка): СТЛАНИК (КЕДРОВЫЙ СТЛАНИК) - это лесное кустарниковое хвойное растение; разновидность сосны; растет вместе с ивой, ерником, ольхой, каменной березой; занимает значительные площади территории Сибири и Севера; имеет важное хозяйственное значение для человека (например, обеспечивает высокий качественный состав водоохранной зоны озера Байкал, используется для оформления ландшафта), поэтому изучается и описывается им (например, специалисты проводят инвентаризацию лесов, в состав которых входит стланик).
В анализируемых текстовых фрагментах вербализованы понятийные признаки концепта СТЛАНИК, следовательно, по характеру концептуализируемой информации (иначе говоря, по типу знания, закрепленному в концепте) данный концепт является концептом-понятием, отражающим наиболее общие, существенные признаки предмета, результат их рационального отражения и осмысления. Это соответствует сфере функционирования рассматриваемых публицистических текстов. Как отмечают З.Д. Попова и И.А. Стернин, «концепты-понятия формируются в мышлении преимущественно как отражение научной и производственной сфер деятельности (терминология)» [2].
В исследуемых фрагментах публицистических текстов реализованы также конкретные, несимволические признаки концепта, по наличию которых концепт СТЛАНИК может быть отнесен к числу конкретных концептов - натурфактов. Абстрактные, символические признаки, формирующиеся на основе конкретных, в данных фрагментах не представлены. Такие признаки, по наличию которых концепт СТЛАНИК может быть отнесен к числу абстрактных концептов - ментефактов, представлены во фрагментах текстов из журналов «Октябрь», «Звезда», «Дружба народов», отражающих индивидуально-авторские картины мира их авторов (см. об этом выше).
Исследование языкового материала, представленного в Национальном корпусе русского языка, позволяет выявить заключенные в нем варианты концептуализации мира. Описывая признаки какого-либо концепта, вербализованного в текстах разных стилей и сфер функционирования, мы делаем попытку реконструкции фрагмента языковой картины мира носителей современного русского языка.
Библиографический список
1. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике, пер. с польск. / Е. Бартминьский. - М.: Индрик, 2005. - 528 с.
2. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. - 314 с.
Гончарова Валерия Николаевна, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета