Наталья Травова. «Колымские рассказы» и «Зона» Сергея Довлатова: принципы повествования

Oct 29, 2017 19:29

Статья опубликована в сборнике "Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Секция "Филология". - М.: МАКС Пресс, 2008 . Электронная версия - на сайте МГУ.

_________

«Колымские рассказы» Шаламова и «Зона»  Довлатова: принципы повествования

С. Довлатов и В. Шаламов принадлежат к «экзистенциальному» направлению лагерной прозы, начало которому положил Шаламов, а развивал Довлатов. Но при рассмотрении их произведений (циклов «Колымских рассказов» и повести «Зона») наблюдается не только общность, но и различие принципов повествования.
Сходство «Колымских рассказов» В. Шаламова и «Зоны» С. Довлатова проявляется в принципе документальности, который лежал в основе всего творчества обоих писателей.
И в «Колымских рассказах», и в повести «Зона» действует так называемый «лирический герой», который отождествляется с автором-рассказчиком или является его «литературной маской» (в повести Довлатова - Борис Алиханов, в художественно-прозаических циклах Шаламова - Андреев, Голубев, Крист, Шаламов).
В повести Довлатова происходит переход повествования от 3-го лица к 1-му лицу, что дает возможность автору-рассказчику сначала занять абстрактную позицию по отношению к герою, т. е. к самому себе, позволяет взглянуть на себя со стороны и придает изображаемому объективность. Тот же принцип смены типов повествования при рассмотрении субъектного уровня произведения наблюдается и в «колымской эпопее».
На объектном уровне у писателей проявляется различное изображение лагеря, вызванное условиями и обстоятельствами их нахождения там, факторами, формирующими их мировоззрение. Шаламов подчеркивает запредельность, рубежность особого мира лагеря: «границы добра и зла тут давно перейдены» [Шаламов: 142], у Довлатова в лагере сохраняются обычные человеческие пропорции: «соотношение добра и зла, горя и радости - оставалось неизменным» [Довлатов: 21].
В произведениях этих двух авторов наблюдаются общие особенности детализации, но различны принципы описания персонажей: в «Колымских рассказах», наряду с указанием привычек, отличительных качеств действующих лиц, автор использует портретные характеристики, в повести Довлатова портретная характеристика героев не является значимой, в большинстве случаев отсутствует. В повести «Зона» персонажей характеризуют слова, пристрастия, привычки и т. д. («Она коротко стриглась, читала прозу Цветаевой и недолюбливала грузин» [Довлатов: 79]).
Различны принципы повествования при рассмотрении «точек зрения» в плане идеологии: в повести Довлатова идеологическая оценка дается с одной доминирующей «точки зрения» автора-рассказчика- героя, в произведении Шаламова наблюдается явление полифонии - наличие нескольких «точек зрения», которые не подчинены друг другу и даются как равноправные, что отсылает нас к одиннадцатой заповеди Шаламова - не учи («Не учи жить другого. У каждого - своя правда. И твоя правда может быть для него не пригодна именно потому, что она твоя, а не его» [Сиротинская: 104]). Это обусловлено обстоятельствами жизни двух писателей, повлиявшими на формирование их мировоззрения («Голодному человеку можно простить многое, очень многое» [Шаламов: 79]).
В обоих произведениях наблюдается смена фразеологической «точки зрения», которая может проявляться в речи героев, в использовании автором оценочных категорий по отношению к персонажам, в использовании элементов несобственно-прямой речи, а также в смене наименований.
Различие принципов повествования на уровне идеологии и фразеологии в повести Довлатова и в художественно-прозаических циклах Шаламова характеризуется четкой оппозицией взглядов авторов на «блатной» мир. В повести «Зона» «точки зрения» «лирического героя» Алиханова и «вора в законе» Купцова совпадают, чего никогда не бывает у Шаламова, отношение которого к «блатарям» резко отрицательное.
В «Колымских рассказах» Шаламова и в повести «Зона» Довлатова наблюдается как совпадение, так и не совпадение принципов повествования, что указывает не только на сходства, но и на различия произведений. Иногда даже использование одних и тех же принципов повествования служит для выражения противоположных взглядов Шаламова и Довлатова на лагерь и на жизнь в целом, что обусловлено особенностями их мировоззрения и условиями, в которых оно формировалось.

Литература

Довлатов С. Зона. Записки надзирателя // Заповедник. СПб., 2003.
Сиротинская И. О Варламе Шаламове // Литературное обозрение. 1990. № 10.
Шаламов В. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1998. Т. 1.

Травова Наталья Васильевна, Волгоградский государственный университет

Наталья Травова, Сергей Довлатов, литературоведение, Варлам Шаламов, "Колымские рассказы"

Previous post Next post
Up