Федор Фоломин. Первая советская рецензия на стихи Шаламова, 1957

Oct 05, 2017 00:21

Рецензия Федора Фоломина* на подборку стихов Шаламова в журнале Знамя, №5, 1957. Опубликована в Литературной газете, № 93(3749) от 3 августа 1957 года под названием "Голоса природы".
Читая эту рецензию на эти стихи, трудно не вспомнить, что книга Примо Леви об Аушвице "Человек ли это?" появилась уже в 1947 году, а 1958-м ее переиздало большое туринское издательство "Эйнауди", после чего ее тотчас перевели на английский, французский и немецкий языки. Все разговоры о Шаламове должны учитывать то важнейшее обстоятельство, что узники нацистских концлагерей получили трибуну сразу после войны, а узники советских - за редкими поднадзорными исключениями - не имели ее вообще.

________

Федор Фоломин

Голоса природы
Варлам Шаламов. Стихи о Севере, «Знамя», №5, 1957.

Варлам Шаламов изобразил в своих северных стихах яркую и дикую красоту нетронутой тайги, подслушал многообразные голоса природы. Нет в этих стихах выдумки, нет и желания удивить, обмануть читателя хлесткой метафорой, звонкой игрой слов. Наблюдения поэта воплотились в необычных по своей свежести, точных образах. Чувство любви к природе породило непосредственную и напряженную интонацию:

Смешались облака и волны,
И мира вывернут испод,
По трещинам зубчатых молний
Разламывается небосвод.

По желтой глиняной корчаге
Гуляют грома кулаки.
Вода спускается в овраги,
Держась руками за пеньки.

Наступает осень, и «в рассветный час не поднимет земляника воспаленных глаз», «бегут с пригорка... хлопотливые восьмерки черных муравьев». Жестокой зимой стланник становится камнем. Поднявшись, раздышавшись у случайного костра,

Он плачет, узнав об обмане,
Над гаснущим нашим костром,
Светящимся в белом тумане,
В морозном тумане лесном.

Четкий рисунок, сдержанный, уверенный почерк В. Шаламова напоминают лирические пейзажи И. Бунина. Нельзя не порадоваться мастерству поэта - его любовному вниманию к слову, достоверности образов. Но не слишком ли мал и тесен мир героя, возникший на необозримых таежных просторах? Природа заворожила поэта, подчинила себе его творчество. Влюбленность в тайгу вызвала преклонение перед ее вековым величием.

Она не любит человека
И не зовет к себе домой.
...Но если голосом ребенка
Попросят помощи у ней,
Она тотчас бежит вдогонку
И будет матери нежней.

Человек здесь приходит не для того, чтобы покорить природу, а попросить у нее помощи. Тогда тайга - приголубит его, ответит ему «дружелюбием немоты». Невольно напрашивается когда-то ходкий, а теперь полузабытый термин «пантеизм» - стихи В. Шаламова всем своим существом, до полного самозабвения, слились с природой, одухотворили ее. Роль человека становится незначительной, непривлекательной, - он только суфлирует своему зеленому божеству. Поэт затерялся в тайге, стал ее описателем. Неизбежно у него возникает сомнение в насущной необходимости собственных стихов:

Что в мире жальче и наивней,
Чем писк птенцов в глухом дожде,
Почти неслышный в шуме ливней,
С утра бушующих везде?

Герой стихов не хочет, пожалуй, пока просто не может выйти из тайги на просеку, встретиться с людьми - разведчиками девственного края, его преобразователями, подчиняющими природу себе, законам нашего времени. Не случайно поэт противопоставляет большому, трудовому и дружному миру гордое одиночество орлицы, свившей гнездо «почти у самых звезд», орлицы, видящей оттуда

Не меньше чем полмира
С надменной высоты.

Поэту нельзя, невозможно смотреть на жизнь «с надменной высоты», забывать о своих современниках. Поэт - не только человек, влюбленный в вечную красоту природы, не только зоркий наблюдатель. Он прежде всего активный преобразователь этой холодной, безлюдной красоты. И насколько живей, значительней станут стихи В. Шаламова, когда в них зазвучат голоса геологов, лесорубов, строителей! Приоритет светлого человечного начала всегда ощущается в зеленых недрах нашей Родины, в стихах «таежных» поэтов - и П. Комарова, и его соседей-сибиряков. А поза созерцателя природы и не оригинальна, и не своевременна.

* Фоломин, Федор Петрович (1908-1979)
Первые стихи начинающего поэта Федора Фоломина были опубликованы в нижегородской газете «Молодая рать» в 1926 году. С 1927 года его стихи начали печататься в областных изданиях и в «Комсомольской правде». Активно участвовал в работе Горьковской литературной организации. После Великой Отечественной войны жил в Москве, не теряя постоянной связи с горьковчанами. В 1962-1975 годах печатался в журнале «Звезда». Член Союза писателей СССР.
Фоломин, Ф. По дороге в госпиталь; «Я вернулся оттуда…»: [стихи] ⁄ Ф. П. Фоломин ⁄⁄ Фронтовые строки. - Горький, 1975. - С. 132-134.

литературная критика, закрытое общество, Варлам Шаламов, биография, "Колымские тетради"

Previous post Next post
Up