Насколько мне известно, речь идет о первом научном докладе о творчестве Шаламова, прочитанном еще при его жизни, и - что удивительно, но не слишком - в социалистической Польше в канун введения правящей коммунистической партией военного положения.
В декабре 1981 года в Ягеллонском университете, Краков, состоялась научная конференция "Лики России", посвященная Солженицыну в связи с его шестидесятилетием. Профессор Ягеллонского университета Люциан Суханек пишет в статье "Русская эмиграция третьей волны и поляки" (сборник
"Поляки и русские: взаимопопонимание и взаимонепонимание", М., 2000):
"Краковская конференция была первым в Польше научным мероприятием, на котором говорилось об авторах, чьи имена нельзя было раньше публично упоминать. Она имела громадный успех. Кроме научных сотрудников и студентов в ней участвовало много школьников и вообще жителей Кракова. Зал был набит до отказа, часть людей слушала выступления в коридоре. Потом только один раз удалось собрать в актовом зале университета такое количество слушателей: примерно столько же пришло тогда, когда в Ягеллонском университете выступил первый раз проживающий до сих пор за границей лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош.
Конференция закончилась 12.ХII.1981 года, а 13 было введено военное положение, один из ее участников -
А[нджей] Дравич был интернирован.
Большинство выступлений касалось творчества писателей эмиграции третьей волны и самиздата. О творчестве Солженицына говорили А. Дравич (Александр Исаевич Солженицын - человек, творчество, дело) и
Г[жегош] Пшебинда (Приказ убить: почему не был опубликован Раковый корпус А. Солженицына), о Шаламове - А. Разьны (Варлам Шаламов и мир Колымы), о Максимове - Р. Лужны (Владимир Максимов и другие. Религиозное течение в современной русской литературе), Л. Суханек - о Зиновьеве (Александр Зиновьев и «светлое будущее»), М. Кунински - о Амальрике (Амальрик и 1984 год. Политическая социология и профетизм)".
Шесть лет спустя независимое люблинское издательство Fundusz Inicjatyw Spolecznych выпустило
сборник "Лики России" с докладом Анны Разьны (Рашны), а в девяностых годах в Варшаве увидела свет ее монография
"Литература против тоталитарного порабощения. Свидетельство правды Варлама Шаламова".
Внутренние связи Шаламова с Польшей восьмидесятых годов были не просто тесны, но проникнуты тем деятельным духом революционного обновления, который он сохранял до конца жизни.