В
июльской книжке журнала Посев за 1971 год, PDF, 5,6 МБ (манипуляции с файлом невозможны, поскольку он запаролен, не мной, конечно), была опубликована рецензия на
английскую антологию русского рассказа "Russia's Other Writers", составленную славистом и переводчиком Майклом Скэммелом. В сборник вошли два рассказа Шаламова - "Калигула" и "Почерк". В рецензии сказано, что все материалы для антология взяты из русского эмигрантского журнала Грани, но это не так - оба рассказа Шаламова были напечатаны как раз в Посеве, №1, 1967, тогда еще еженедельнике, и предуведомлялись редакционным анонсом:
"Эти два рассказа получены нами из России. Они свидетельствуют о большой талантливости автора. Его произведения очень популярны, особенно среди молодежи, и ходят в списках по стране. Р е д."
КГБ едва ли тщательно отслеживал всю работу англо-американских славистов и мог не знать об антологии "Russia's Other Writers", однако ведущие русские эмигрантские журналы наверняка прочитывались от корки до корки. В 1970 году две больших подборки "Колымских рассказов" появились в журнале Грани, кроме того, в одном из этих номеров (Грани, 1970, № 77, стр. 82-88) был опубликован ходивший в самиздате "сценарий"
вечера памяти Мандельштама, состоявшегося на мехмате МГУ в мае 1965 года, с записью выступления Шаламова, прочитавшего рассказ "Шерри-бренди". Если КГБ и не знал о выходе английской антологии "Russia's Other Writers", то рецензия в Посеве должна была его просветить, а заодно и напомнить, что упомянутые рассказы появились тоже в Посеве. Частота появлений имени Шаламова в журналах НТС-овского издательства Посев в начале семидесятых годов может послужить объяснением, откуда в "Письме в ЛГ" от февраля 1972 взялся "антисоветский журнальчик на русском языке «Посев»", упомянутый целых семь раз. К слову, из всех русских журналов
только Посев вынес портрет Шаламова на обложку, причем дважды - в год получения им Премии Свободы французского ПЕН-Клуба и уже в нынешнем веке.