Что ж, все верно. Именно антикоммунисты и начали открывать России, да и миру, Шаламова. Вернее, в первую очередь миру, поскольку коммунисты в России (СССР) Шаламова накрепко закрывали -
Вологда, например, не напечатала при жизни Шаламова ни одной его строчки, - так что выбора у антикоммунистов, собственно говоря, не было.
Поэтому вологодские почвенники, тем более, писатели, властители дум, правы, когда бойкотируют земляка, да и при чем тут вообще землячество. Шаламов и "вологодский конвой", вне всяких сомнений, уроженцы города Вологда - ну и что? Киплинг, к примеру, уроженец Бомбея, он что, бомбеец?
"Шаламов, его имя и творчество в конце 80-х годов прошлого века стали одним из тех «знамён», под которыми происходил развал СССР, шла борьба с «коммунистической идеологией» и т. д. То есть, скорее не творчество Шаламова привлекало «борцов с тоталитарным режимом», а его «антисоветизм». К тому же, как вскоре стало ясно, борьбой с коммунистической идеологией прикрывалась борьба с Россией. И вот эти люди, «антикоммунисты» (а как оказалось и русофобы), и начали первыми открывать нам Шаламова. Не удивительно, что для многих, особенно в Вологде, с её почвенническими традициями в культуре и литературе это было неприемлемо.
Неудивительно, что не было на фестивале [фестиваль «Четвёртая Вологда», 2015] (я не видел) ни одного, например, представителя Вологодского отделения Союза писателей России. Так же как не видел я их ни разу и на «Шаламовских чтениях» (впрочем, и сам бывал далеко не на всех), проводимых в Вологде уже с 1990 года".
Дмитрий Ермаков,
"Два поэта, память одна (Шаламов и Романов)", на сайте Русская народная линия, 06.07.2015