"Я знаю людей, кто достойно прошел через Колыму, Воркуту и прочие подобные места в 30-х, 40-х, 50-х годах, но не сумел сохранить это достоинство на воле в уже почти либеральное наше время.
Из известных имен достаточно вспомнить В. Шаламова: не только достойно жил - и, к счастью, выжил - на Колыме, но и создал нерукотворный памятник ее жертвам - "Колымские рассказы". А в 70-е годы отрекся от них: "Проблематика "Колымских рассказов" снята жизнью"! Предал себя, предал дело своей жизни, предал сотни, нет - тысячи мучеников… Чего ради? Не могу понять. Говорят, что поманили публикацией сборника его стихов".
Анатолий Марченко, из "Открытого письма академику Капице П.Л." от 1 марта 1980 г.
Опубликовано в «Сахаровском сборнике», Khronika Press, США, 1981 г., репринтное воспроизведение: Москва, изд. "Книга", 1991.
Электронная версия в библиотеке Maxima Library.
Письмо Анатолия Марченко Петру Капице в пер. на английский было перепечатано в "Сахаровском сборнике - 1981" под ред. Александра Бабенышева -
A. Babenyshev, "On Sakharov", New York : Alfred A. Knopf 1982
UPD
В 1989 году "Письмо академику Капице" перепечатал в июльском номере московский журнал "Горизонт".
Шаламов об Анатолии Марченко из записи-рецензии "для себя" (не датировано) на книгу "Мои показания" (1967):
"Прочел рукопись и вижу, что есть хороший, настоящий человек. <...> Учиться, учиться, получить специальность, диплом. Читать, читать! За два года сделать из него человека и без диплома, но всеми возможностями получить диплом".
Марченко умер в тюрьме в 1986 году вследствие объявленной голодовки, продолжавшейся 117 дней.