Очередное опровержение лжи Ирины Сиротинской о том, что ни в каком "спецхране" (иначе говоря, засекреченным) фонд Шаламова в ЦГАЛИ не был. Вот
скан оглавления "Путеводителя, выпуск 9, Фонды бывшего спецхрана", Российского государственного архива литературы и искусства, М. РОССПЭН, 2010.
Раздел 2. Части фондов, находившиеся на специальном хранении.
а) Личные фонды [...]
Шаламов В. Т. .............................................. 150
Что именно было засекречено (а практически все исключая печатавшееся в подцензурных советских изданиях), можно посмотреть
здесь.
Кому интересно, могут посмотреть также, фонды каких учреждений и персон засекречивала в Центральном архиве литературы и искусства советская политическая полиция (Geheime Staatspolizei), их многие сотни.
__________
После рассекречивания архива Шаламова госбезопасностью он был закрыт правообладательницей Ириной Сиротинской, тщательно оберегавшей свою монополию на этот ценный природный ресурс. Закрыт совершенно официально. Вот цитата из аннотации недавнего проекта "Аутентичная электронная публикация рукописей В.Т. Шаламова", руководитель С. Небольсин:
"Рукописное наследие В.Т. Шаламова представляет собой уникальный источник по истории русской литературы ХХ века. Черновые автографы, планы и наброски произведений предоставляют исследователям возможность восстановить процесс создания художественного текста и проанализировать психологию творчества (почерк, графические, синтаксические и орфографические особенности записей, вычеркнутые и измененные фрагменты). К сожалению, находящееся в Российском государственном архиве литературы и искусства богатейшее собрание рукописных материалов В.Т. Шаламова закрыто для исследования по воле наследников писателя. В 2010 г. между РГАЛИ, коллективом сайта shalamov.ru и наследницей В.Т. Шаламова И.П. Сиротинской достигнуто соглашение о создании цифрового архива писателя и размещения текстов и электронных копий рукописей на Интернет-портале «Варлам Шаламов: жизнь, творчество, эпоха» (www.shalamov.ru) и сайте РГАЛИ (www.rgali)."
Из сборника
"АННОТАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОНКУРСОВ 2011 ГОДА", Российский гуманитарный научный фонд, с сайта РГНФ.
Непонятно, правда, на каком основании Сиротинская хозяйски ограничивала доступ к архиву на протяжении двух с половиной лет, с 88-го по 90-й, когда он был уже рассекречен, а ее права обладателя (которые к тому же
ставятся под вопрос) еще не были нотариально подтверждены*. Непонятно также, почему мы должны быть ей благодарны, как этого навязчиво требует группирующееся вокруг Есипова и сайта shalamov.ru советское шаламоведение, за публикацию той части архива, которую она успела обработать и обнародовать, - при беспрепятственном доступе к нему исследователей с конца восьмидесятых годов архив был бы обработан и введен в научный оборот (подчеркиваю, в научный, потому что изданные Сиротинской дневники, письма и прочие бумаги Шаламова ничего общего с научным изданием не имеют) значительно раньше. Роль Сиротинской во всем этом деле заслуживает скорее негативной оценки, чем положительной. Она задержала настоящее изучение и публикацию шаламовского наследия на два с лишним десятилетия и создала вокруг него атмосферу, до сих пор эффективно препятствующую свободному научному поиску.
* Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что к лету 1988 года, т.е. ко времени публикации в июньском номере «Нового мира» большой подборки «Колымских рассказов», архив Шаламова был рассекречен и переведен из «специального» в общий фонд. Ниже цитата из монографии Марины Константиновой «Перемены в русском литературном поле во время и после перестройки (1985 - 1995)», Amsterdam: Pegasus, 2011,
электронная версия на сайте Амстердамского университета.
«В «Записке Идеологического отдела ЦК с согласием секретарей ЦК КПСС о пересмотре списков общих и специальных фондов библиотек и книготорговой сети» (с пометой «секретно») от 31 декабря 1988 года сообщалось:
За период с марта 1987 года по октябрь 1988 года возвращено в общие фонды библиотек 7930 изданий, оставлено в спецфондах 462 издания явно антисоветского характера, содержащие клевету на В.И. Ленина, КПСС, Советское государство и советский народ, белогвардейские, сионистские, националистические издания.
(Цитируется по ИСПЦ, М., 1997, с.223)».