Евгения Ильенкова. Экспедиция по шаламовским местам Колымы, август 2014

Nov 05, 2014 14:41

"В начале августа мы с представителями Русского географического общества предприняли поездку по шаламовским местам области. В предыдущих публикациях мы рассказывали и о дебинской больнице, где работал Варлам Тихонович, и об открытии там, в 2012 году мемориальной доски, инициатором которого стали: главный врач больницы Георгий Гончаров, председатель Ягоднинской общественной организации «Поиск незаконно репрессированных» Иван Паникаров и вологодский историк, действительный член Русского географического общества, писатель и автор памятника репрессированным грекам в Магадане - Иван Джуха (г. Вологда). Благодаря Ивану Георгиевичу состоялась и эта поездка. В ней приняли участие исследователь творчества Варлама Шаламова,  главный редактор журнала «Скепсис» и сайта «shalamov.ru»  доцент Сергей Соловьев (г. Москва), фотограф Эмиль Гатауллин (г. Королёв), водитель пожарной части №2 ГУ МЧС по Магаданской области Андрей Верещагин (г. Магадан) и я. Мы прошли 2 тысячи километров, отыскали места расположения бывших лагерей, тюрем, шахт, больниц и захоронений.
Здесь, на Колыме, Варлам Тихонович Шаламов в заключении провел 17 лет…
Экспедиция преследовала две цели: рассказать о Шаламове на Колыме и о природе Колымы, - говорит Иван Джуха, - среди направлений РГО есть пропаганда жизни и деятельности выдающихся людей. Шаламов - уроженец Вологды, а наш проект, это проект Вологодского отделения РГО, и перед нами в этой экспедиции стояли две основные задачи. Во-первых, посетить все места, связанные с именем Шаламова, и во - вторых, исследовать состояние исторической памяти. В иллюстрированном сборнике мы хотим показать все шаламовские места и рассказать о Колыме. Не только в контексте ГУЛАГа, а с точки зрения природных красот края и населяющих его людей. На мой взгляд, давно уже назрела необходимость реабилитировать Колыму. Все, кто здесь отбывал сроки, уже реабилитированы. А сам край, который ни в чем не виноват, не реабилитирован в общественном сознании. Он по-прежнему остается символом ужасов, символом ГУЛАГа. Этому надо постепенно - сразу не получиться-положить конец. Мамонт и бухта Нагаево - вот символы Магадана, но не Маска Скорби (при всем уважении к тем, кто здесь отбывал и к тем, кто остался в Колымской земле)". [...]

Я всегда, направляясь в командировку по Колымской трассе испытываю волнение и трепет.
Об этом мы говорим с ученым Сергеем Соловьевым:
- Для того, чтобы настоящий трепет испытать, надо здесь пожить, побродить по лесу, посидеть ночью у костра. Скорее, у меня здесь есть ПОНИМАНИЕ, ощущение от Колымы в целом, а не от конкретных мест. От конкретного места было впечатление, когда мы на Джелгалу заехали. Я довольно живо себе представляю, как это было. Трепет настоящий я испытал, когда впервые в архиве открыл шаламовские рукописи. Забыл что у меня с собой ноутбук, переписывал вручную. Там был рассказ «У Флора и Лавра» - потрясающая зарисовка. Стихи в прозе, по сути. Его раньше не публиковали. Мы с Валерием Есиповым опубликовали его. Сначала в Литературной газете, потом в 7-м томе Собрания сочинений…И до сих пор ощущение от рукописей осталось. А здесь - ПОНИМАНИЕ… ПОНИМАНИЕ и стихов шаламовских…По поводу стихов у него было такое самоопределение: «Мои стихи, это, прежде всего, природствующая природа». Его ругали, что они холодные, что там нет человека. Но это, во-первых, не совсем так. Во-вторых, его задача была показать ( как это он для себя определял), природу, с одной стороны вне человека, а с другой, как способ лучше человека понять. В советское время стихов Шаламова печаталось сравнительно много. Пять сборников вышло, регулярно печатался в сборниках «День поэзии», в газетах. Первая публикация была в 1957-м году в журнале «Знамя». Стихи о Севере. Когда смотришь, то понимаешь его лаконизм, его сдержанность и при этом, глубокую эмоциональность. Несмотря, а точнее, благодаря этой сдержанности.

Читать дальше и смотреть фотографии на сайте Моя Родина - Магадан

память, шаламоведение, Варлам Шаламов, Колыма

Previous post Next post
Up