IQ

May 19, 2013 00:24


Вот это профессор-славист, интеллектуал, автор статьи о Шаламове по имени Ульрих Шмид. "Шмид - профессор кафедры российской культуры и общества Санкт-Галленского университета, известный журналист и вообще, один из лучших знатоков постсоветской России в немецкоязычной части Европы. [...] Шмид, как профессиональный журналист, виртуозно владеет языком публицистики и умеет рассказать о сложном доступно."
Корреспондет газеты задает ему достаточно внятный вопрос. И вот какой следует ответ. Меня позабавили не суждения, не вижу тут вообще никаких суждений, меня позабавил стиль мышления и то, что называется количеством интеллекта. Да ведь это обычный Хлестаков, только швейцарский.

___________

- В русской литературе ХХ века важное место занимает тема ГУЛАГа. Почему именно концепция А. Солженицына, а не В. Шаламова получила мировое признание? Ведь тексты Шаламова, мне кажется, и качеством лучше и градус трагедии в них выше.

- Согласен, это парадокс и даже скандал. В 2007 г. я написал статью «Почему не читали Шаламова?» Лишь года два тому назад в Берлине издали его книги на немецком. Солженицын в 1970-е годы удачно вписался в европейское восприятие ГУЛАГа. По Солженицыну ГУЛАГ - это знак преступности советского режима, который есть продолжение нацистского, только под другой маской. А Шаламов не вписался, ибо утверждал, что «это самое страшное, что может случиться с человеком», что из такого опыта, как опыт ГУЛАГа, ничего невозможно взять для опыта общечеловеческого. Такая точка зрения не была принята европейцами, особенно в контексте «холодной войны».
Я же думаю, что Шаламов имел претензию создать новую концепцию искусства. Он сказал вслед за Теодором Адорно, что «после Воркуты уже нельзя писать литературу». По Шаламову искусство и ГУЛАГ несовместимы. Он писал, что его тексты нельзя мерить ни эстетическими, ни моральными критериями. Поэтому западное общество не было готово тогда, да, пожалуй, и сегодня принять его концепцию. Солженицын же - и это очень важно - свой «Архипелаг ГУЛАГ» обозначил именно как опыт художественного исследования.
Однако было бы ошибкой считать наследие Шаламова документальным свидетельством. Любопытно, что у него в 1970-е годы произошло заметное сближение с позицией советского правительства.  По Шаламову, время критики ГУЛАГа прошло, и он даже опубликовал в журнале «Юность» несколько откровенно пропагандистских вещей. Этот поступок тогдашние европейские интелектуалы не могли ни понять, ни принять.

Из интервью Шмида швейцарской русскоязычной "Нашей газете", 22.2. 2013

славистика, Варлам Шаламов, курьезы, Запад

Previous post Next post
Up