Не бунинское?

Jan 05, 2013 04:17


Рассказ Шаламова "У Флора и Лавра" датирован 1966 годом. Начинается он с описания бешеного бега полудиких якутских лошадей. Потом говорится о церкви покровителей животных - святых Флора и Лавра. Дальше рассказывается о табунах лошадей в Казахстане и о московских ипподромах, где "души лошадей изуродованы человеком".
В 1966 году в СССР вышел том собрания сочинений Ивана Бунина с "Жизнью Арсеньева". Там тоже есть и лошади, и Флор с Лавром:
"...обычно лошади стояли в стойлах и весь день в молоко размалывали на зубах овес, теребили и забирали в мягкие губы сено, и были они все красавицы, могучие, с лоснящимися крупами, коснуться которых было большое удовольствие, с жесткими хвостами до земли и женственными гривами, с крупными лиловыми  глазами, которыми они порой грозно и дивно косили, напоминая нам то страшное, что рассказывал кучер: что  каждая лошадь имеет в году свой заветный день, день Флора и Лавра, когда она норовит убить человека в отместку за свое рабство у него, за свою лошадиную жизнь, заключающуюся в постоянном ожиданьи запряжки, в исполненьи своего странного назначенья на свете - только возить, только бегать..."

Не бунинская ли это реминисценция у Шаламова? Не навеян ли рассказ помимо прочего чтением только что переизданной в составе девятитомника Бунина "Жизни Арсеньева"?

русская литература, Варлам Шаламов, "Колымские рассказы", Иван Бунин

Previous post Next post
Up