Ирина Каневская играет важную роль в одном печальном сюжете шаламовской биографии - передаче им в 1968 году машинописного многотомника "Колымских рассказов" в Париж для публикации книгой в русском эмигрантском издательстве. Неплохо бы представлять личность этого персонажа, поскольку даже исследовавший вопрос историк Марк Головизнин,
отвергая
(
Read more... )
Reply
Мы знаем: Шаламов решил "взорвать свою бомбу", она не взорвалась. Вы утверждаете, что во всем виноваты "французы", получившие рукопись и ее не опубликовавшие. А я говорю, что возможны варианты, что Каневская не принадлежит к числу добросовестных свидетелей, что получателями Шаламовских рассказов могли быть вовсе и не французы, или правильные французы, не собиравшиеся ничего печатать, или... Да мало ли кто?
Эта история хорошо вписывается в общую канву принуждения Шаламова к миру с советской властью. Где-то от появления Сиротинской в его доме и до 72 года. Именно поэтому мне не нравится Ваша версия, возлагающая всю вину "на заграницу".
Reply
насчет Сиротинской мне кажется, что в 67-68 годах она была Шаламовым перевербована и не стала бы ему ставить палки в колеса. то есть, она не жаждала, конечно, расстаться со своим гнездышком, но весь этот шаламовский бомбизм ее увлек. и она смотрела, чем кончится, чтобы потом определиться. это, конечно, мои домыслы. но не на пустом месте, я все это насколько возможно тщательно изучил. она непроста, эта Сиротинская, чисто по-женски, она чувствует, за кем в данный момент сила. в 68-ом сила была за Шаламовым. а цели госбезопасности в отношении Шаламова всегда оставались одними и теми же - нейтрализовать этого недобитого врага, посадить-то его нельзя - за что, за Новый журнал? за Письмо старому другу в сборнике Александра Гинзбурга? после двадцати лет лагерей? нет, непропорционально, скандал был бы. ну и эмиграция им помогла, так уж случилось, что на Шаламове их интересы сходились. вина равная - совка и заграницы. честно говоря, на "идеологическом фронте" не вижу разницы между совком и заграницей, к искусству ни те, ни другие отношения не имели. беда в том, что Шаламов был не просто бомбист, а еще и гениальный художник. а поэты, как известно, всегда и везде "жиды".
Reply
Leave a comment