Памятные места Шаламова без прикрас. Красновишерск, Березники

Aug 14, 2012 19:16


В дополнение к посту о памятных местах Шаламова без прикрас.

Скульптор Рудольф Веденеев, автор нескольких работ (см. здесь и здесь), посвященных Шаламову, памятной доски на стене Свято-Троицкого мужского монастыря (бывшая пересыльная тюрьма ОГПУ - НКВД) и шаламовского мемориала в городе Красновишерске, во время проведения недавней конференции "Города несвободы" "так и не смог попасть в музей писателя Варлама Шаламова, открытия которого он добивался не один год", сообщает пермская газета Звезда.
Веденеев рассказывает о конференции, которую считает "имитацией солидарности власти с обществом" и о том, что представляет собой "музей Шаламова" в Красновишерске.

"Я предложил организаторам конференции пригласить корреспондента «Новой газеты» Елену Рачеву, которая в год столетия Варлама Шаламова написала такой материал о Красновишерске, что газете пришлось посвятить этому целый спецвыпуск. Представляешь? Маленькому провинциальному городу столичная газета посвятила целый цветной выпуск! И писателя Татьяну Ивановну Исаеву, дочь [внучку] Александра Воронского, первого редактора журнала «Новый мир», который был расстрелян, а сама она родилась в зоне. Обе имеют отношение к Вишере. Исаева издала сборник стихов Бориса Уральского - это псевдоним Бориса Владимировича Поносова, уроженца Чердынского района, в который входил Красновишерск. Борис Уральский тоже был репрессирован. Ни Исаеву, ни Рачеву не пригласили. [...]
И я предложил организаторам, которые меня пригласили, подарить городу закладную доску из чугуна о том, что на месте, которое выберет город, будет установлен памятник репрессированным. [...]  Я понимал, что памятник одному Шаламову как будто отделяет его от тех, кто страдал рядом с ним. Необходимо было восстановить равновесие [...] Здесь жили, работали и умирали 60 тысяч человек со всей страны! Я написал текст и отлил закладную доску сам, своими руками. И решил подарить её городу с тем, чтобы зажечь этой идеей других. Но организаторы конференции, руководители города, промолчали в ответ. То есть они оказались против того, чтобы увековечивать память о тех, кто построил город.

- Но, может быть, это связано с их личным отношением к вашему творчеству? Может быть, им не нравится ваш художественный стиль?
- Когда устанавливали памятник Варламу Шаламову, мой стиль их устраивал. Я думаю, дело в другом. [...] Мероприятие началось с посещения краеведческого музея, экспозиции которого не менялись с десяток лет, сохраняя идеологию тридцатых годов. И я решил пойти в здание районной администрации, где находится отдел музея, посвященный Варламу Шаламову. Но меня встретил охранник, сказавший, что музей закрыт. То есть в день открытия конференции «Города несвободы» посещений музея Шаламова, открытия которого я добивался не один год, гостями даже не предполагалось. Я был поражен. Прошлой осенью я был в этом музее и высказывал свои замечания и предложения по его развитию. Вход в музей Шаламова открывал большой портрет Эдуарда Берзина, начальника строительства «Вишхимза», выполненный маслом на неизвестно чём, несколько фотографий Шаламова, ещё что-то, завершавшее эту грустную картину. В тот раз к моему приезду в музей подошла группа местных жителей, которая высказала претензии: «Мы не знаем, кто такой Шаламов» и «Почему музей этому человеку должен занимать помещение, которое принадлежало нашей общественной организации?» Я с ними согласился - действительно, музею не место в здании администрации, я сам против, а кто такой Шаламов, могу рассказать… И рассказал. Видимо, ничего с того времени не изменилось, если двери музея закрыли в день открытия конференции, наверное, чтоб избежать позора. Я вышел из здания районной администрации, понимая, что эта конференция не для меня. Сходил на концерт ансамбля Евгения Матвеева и в тот же вечер уехал. [...]
Я говорю о явлении, имитирующем солидарность власти с гражданским обществом. [...]
В Красновишерске никак не создадут музей писателю с мировым именем, который написал роман о трагическом строительстве этого города. Но при этом хватает денег на бесконечные фестивали. Именно это я называю имитацией солидарности власти с обществом. Беда в том, что гражданские организации с готовностью подхватывают праздничную песню, а молодые люди до сих пор не знают, кому создается музей - то ли писателю Шаламову, то ли чекисту Берзину, включившему гильотину ХХ века."

Из интервью Рудольфа Веденеева Юрию Асланьяну, Пермская краевая газета Звезда, август 2012 via gazetazwezda

UPD

Березники

"Я только что вернулся из Березников, где проводил с учащимися встречи, посвященные 100-летию писателя Варлама Шаламова. Именно в Березниках в 1932 году он освобождался от первой «сидки» и, вспоминая позже уральский период своей жизни, говорил, что он подготовил его к ужасам Колымы, где Шаламов сполна хлебнул лиха. Увы, березниковская молодежь не знает даже его имени, не читала его книг, ни один хотя бы небольшой переулок Березников не назван именем Шаламова."
Рудольф Веденеев, из ответа на анкету "Что значит Октябрьская революция", пермская газета Звезда, ноябрь 2007 года, на сайте nevod

Красновишерск, Варлам Шаламов, современность, Рудольф Веденеев, конференция, памятные места, музеи

Previous post Next post
Up