Цены на #палладий в 2017 году показали впечатляющие 24% роста. В декабре 2016 года цены на металл упали до $ 657,50 за унцию, но с тех пор стабильно росли до пика нынешней цены $ 856,60 на фьючерсном рынке - рекордного показателя с 2001 года. Сегодня началась коррекция вниз. Палладий теряет уже 2,6% - торгуется на уровне $ 826 за унцию (платина, кстати, так же теряет 1,9%). Завтра, скорее всего, многие аналитики объяснят эту коррекцию тем, что статистика США по продажам автомобилей в мае 2017-го относительно мая 2016-го показала сокращение продаж на 0,5%. С начала этого года продажи составили 6 975 218 единиц, что на 2.0% ниже продаж за аналогичный период прошлого года. Однако продажи авто в США в мае выросли до 1 518 833 единиц относительно продаж в апреле 1 426 883 единиц. С моей точки зрения, коррекция в палладии назревала, и статистика из США стала лишь спусковым крючком для трейдеров.
Тем не менее, сокращение запасов металла в палладиевых биржевых фондах (ETFs) и снижение темпов автопродаж в этом году вызывает обеспокоенность инвесторов относительно перспектив роста этого драгоценного металла. По данным Bloomberg , запасы в ETFs, обеспеченных палладием, по-прежнему близки к семилетнему минимуму. 4 июня стало известно, что инвестиционный фонд Бэйли Гиффорда Baillie Gifford Diversified Growth Fund, управляющий активами на $ 8 млрд, значительно сократил свои позиции в ETF Physical Palladium Shares (ARCA: PALL) после его выхода из Source Physical Palladium (P-ETC) в конце прошлого года.
Однако факт, что даже при многомесячном оттоке инвесторов из ETFs и, соответственно, сокращении запасов металла в них, цены на палладий росли, уже о многом говорит. Инвестирование в ETFs палладия является относительно новым вариантом по сравнению с золотыми или серебряными ETFs. Скажем, первый торгуемый в США физически поддерживаемый палладием ETF был запущен только в январе 2010 года. Zacks классифицирует ETF Physical Palladium Shares как перспективный, но с высоким уровнем риска:
В последнее время цена на палладий находится в растущем тренде и снова на пути к достижению максимумов. Фактически, потеря доли дизельных автомобилей на авторынке на фоне реакции на экологические требования способствует потерям на рынке платины. И потери платины замещаются палладием. Некоторые аналитики в настоящее время ожидают, что цены на палладий превысят цены на платину. Возможно, это произойдёт, что было бы впервые с 2001 года, когда палладий стоил больше, и его относительная сила сейчас ещё более примечательна, учитывая, что разрыв [спред между платиной и палладием] составлял чуть более $ 1000 за унцию в период между 2007-2012 годами. В двух словах, глобальный прогноз предложения палладия выглядит хрупким на нынешнем уровне спроса, что делает металл интригующим инвестиционным вариантом.
Как уже упоминалось выше, одним из факторов потенциальной тенденции снижения цен на палладий является замедление темпов продаж автомобилей в США, Китае и Европе. Штатовские данные я привёл выше.
В Китае статистика пока такая:
И CAAM по-прежнему прогнозирует 5-процентное увеличение продаж автомобилей в Китае за весь 2017 год, хотя за первые четыре месяца этого года рост был медленнее, чем ожидалось, составив 4%. Увеличение налога на автомобили с двигателями объёмом 1,6 литра и менее может повлиять на рынок авто в Китае.
В отношении продаж авто в США, Том Либби, отраслевой аналитик IHS Markit, сказал The Associated Press, что продажи будут продолжать падать в 2017 году, потому что спрос на новые автомобили удовлетворён, и люди предпочитают держать свои старые автомобили в течение более длительных периодов времени. Продажи автомобилей в США снижаются также из-за роста объёмов автокредитов, которые по данным ФРБ Нью-Йорка уже превышают триллион долларов.
В Европейском союзе продажи автомобилей выросли на 4,7% в годовом исчислении в течение первых четырёх месяцев 2017 года, но сократились на 6,6% в апреле (г/г). Падение в апреле произошло после 11,2-процентного увеличения продаж автомобилей в марте. Статистики за май пока нет. В апреле спрос также резко снизился в Великобритании, а Испания была единственным рынком ЕС, который зафиксировал рост.
Тем не менее, в мае продажи автомобилей выросли на 11% в Канаде относительно апрельских данных. Старший экономист Scotiabank Карлос Гомес сказал Reuters, что скидки могут объяснить сильные майские продажи и назвал Канаду «лестницей в небо» для автомобильного рынка.
На фоне снижения темпов продаж автомобилей и интереса инвесторов к ETFs, обеспеченных палладием, многие аналитики рынка задаются вопросом, может ли закончиться бычий тренд на рынке палладия в 2017 году? Оправданы ли эти опасения? По крайней мере, некоторые эксперты считают, что, несмотря на замедление спроса, в этом году по-прежнему будет дефицит палладия на рынке. Например,
Johnson Matthey (LSE: JMAT) предполагает, что в 2017 году будет дефицит металла на рынке в объёме 792 тыс. унций, что намного больше, чем дефицит в 2016 году, равный 163 тыс. унций.
В целом, похоже, в среде аналитиков пока нет единого мнения. Подводя итог текущей ситуации, Джеффри Кристиан из CPM Group сказал агентству Bloomberg: «Автомобильные рынки в США и Китае находятся в стадии созревания своего восходящего цикла». Он также добавил: «[У инвесторов] вызывает некоторую озабоченность тот факт, что усиление рынка палладия отчасти обусловлено тем, что продажи автомобилей были относительно хороши на этих двух рынках, однако они задумываются, сколько времени ещё это может продолжаться?».
Действительно, пока будущее палладия невозможно предсказать однозначно. Многое будет зависеть от реализации Трампом своей экономической политики; от роста экономики Китая, других азиатских «тигров», ЕС, Индии и прочих стран; от ужесточения экологического законодательства в этих странах; от политики руководства РФ по реализации палладия на международных рынках… В общем, факторов много. Скажу только одно: До тех пор, пока мы не увидим на наших дорогах преобладающее количество электрокаров, спрос на палладий будет расти. А волатильность… Так для торговли этот фактор - самый замечательный! Торгуйте в диапазонах - и будет вам прибыль.