В свете растущих цен на серебро и соответствующего увеличения маржи добывающих компаний, Thomson Reuters GFMS решила представить издержки производителей серебра таким образом, чтобы обеспечить более ясную взаимосвязь между затратами и прибылью, чем при использовании методологии учёта себестоимости только серебра за вычетом издержек на добычу сопутствующих продуктов. Первая проблема оценки заключается в том, что сейчас основные разведанные и добываемые запасы серебра приходятся на долю комплексных месторождений, в которых серебро входит в состав руд цветных, легирующих и благородных металлов в качестве попутного компонента. К таким месторождениям относятся, например, золото-медные, золото-серебряные или серебро-свинцовые руды.
Поэтому, хотя затраты на добычу одной унции серебра - Total Cash Costs (TCC) за вычетом затрат на добычу сопутствующих продуктов и являются полезным показателем, общие издержки производителей уязвимы к колебаниям цен на сопутствующие металлы и объёмам их добычи, что может исказить реальную себестоимость добычи серебра. Вторая проблема - TCC определяет только операционные затраты и не включает капитальные расходы - CAPEX. Почему это важно? Золотодобывающие компании уже несколько лет используют в отчётности All-in sustaining costs (AISC). Я писал об этом
ЗДЕСЬ. Вот цитата из этой статьи:
Одна из проблем инвесторов заключается в том, что некоторые считают нормальной себестоимостью добычи 1-й тройской унции золота Total сash cost (TCC) - затраты на текущие операции. Затраты TCC для большинства ведущих золотодобывающих компаний никогда не превышали $ 1000. Другое дело - All-in sustaining costs (AISC) - затраты «Всё в поддержании расходов», в которых учитываются капитальные расходы - CAPEX, расходы на обслуживание управленческого аппарата, поддержания в актуальном состоянии рудников, выплаты дивидендов акционерам, выплаты различных взносов, арендной платы, налогов или бонусов местным администрациям в различных юрисдикциях, в т.ч. за экологию, и прочее.
Таким образом, для оценки реального состояния добывающей компании, её текущей рентабельности и потенциала гораздо важнее знать именно затраты All-in sustaining costs, в которых учитываются все основные факторы издержек. Поэтому GFMS решила опубликовать результаты расчётов по методологии интерпретации данных издержек с учётом себестоимости сопутствующих продуктов и включающие капитальные расходы (CAPEX). Для учёта себестоимости сопутствующих продуктов вводится понятие эквивалента унции серебра, т.е. вычисляется эквивалентное произведённым другим сопутствующим продуктам (таким как золото, медь, цинк и др.) количество унций серебра. Для золота примерную методологию описывал
ЗДЕСЬ.
Использование методологии расчёта TCC за вычетом издержек на добычу сопутствующих продуктов
Средние мировые операционные затраты на добычу одной унции серебра - TCC за вычетом издержек на добычу сопутствующих продуктов (TCC net of by-product, далее - TCC-BP), снизились в 2016 году до $ 3,75 с $ 4,12 за унцию в 2015 году, что было во многом обусловлено увеличением объёмов производства сопутствующих продуктов в Перу. Это снижение было частично компенсировано сокращением производства неблагородных металлов в компаниях KGHM Polska Miedz и Hindustan Zinc, что привело к смещению себестоимости производства серебра у этих двух производителей в сторону роста кривой издержек. В 2016 году в обеих компаниях вычет из усреднённой TCC издержек на добычу сопутствующих продуктов составил $ 32,42 за унцию, что резко контрастирует с $ 42,17 за унцию в 2015 году.
Если исключить из расчёта упоминаемых производителей серебра из Индии и Польши, то в 2016 году показатель TCC-BP продолжил тенденцию к снижению, в среднем сократившись на $ 1,45 за унцию или на 59% относительно 2015 года. Это было обусловлено его снижением в большинстве стран, в том числе Перу, Аргентине, Австралии, США, России и Мексике, где относительно высокие мировые цены на серебро, выраженные в долларах США, наряду с более низкой стоимостью топлива и прямых затрат на добычу, привели к снижению издержек. Среди стран вышеупомянутой группы наибольшее снижение TCC-BP отмечено в Перу - с $ 4,57 до $ 3,76 за унцию за счёт увеличения производства серебра и меди на шахтах Учуччакуа (Uchucchacua) и Эль-Брокаль (El Brocal).
Поскольку цены на большинство металлов оставались низкими в течение 2016 года, на шахтах Перу сложилась общая тенденция курса на сокращения издержек. Снижение расходов подрядчиков и поставщиков в сочетании с падением расходов на транспортное и техническое обслуживание также позволило горнякам сократить фиксированные затраты. Требования местных общин стали более мягкими, что привело к снижению арендной платы. Серьёзное сокращение денежных расходов сопровождалось в Перу значительным ростом в 2016 году производства серебра и меди - на 7% и 38% соответственно.
Что касается крупнейшего в мире производителя серебра, то TCC-BP в Мексике снизилось на $ 0,38 за унцию до $ 1,48 за унцию на фоне роста TCC сопутствующих продуктов на шахтах Долорес (Dolores ) и объёмов производства сопутствующих продуктов в Палмарехо (Palmarejo), где оно частично компенсировалось снижением объёмов производства серебра.
Использование методологии расчёта TCC с учётом сопутствующей продукции + CAPEX
По методологии расчёта TCC с учётом сопутствующей продукции + CAPEX (TCC co-product + CAPEX, далее - TCC CP+CAPEX), средние мировые затраты TCC CP+CAPEX на добычу серебра в 2016 году составили $ 11,38 за унцию, что на 5% больше, чем в 2015 году. Основной движущей силой стало сокращение на 13% или на 122 млн унций объёмов добычи серебра, что частично компенсировалось сокращением капитальных расходов на 6% - до $ 2 млрд. На долю KGHM Polska Mied'z пришлось почти 50% падения объёмов добычи эквивалента унций серебра, в то время как в Мексике наблюдалось наибольшее сокращение капитальных расходов, а за ней по размерам снижения CAPEX следовали Соединенные Штаты и Аргентина. Исходя из этих факторов, GFMS отмечает изменение тенденции после трёх лет понижательного давления на размеры издержек.
Тем не менее, если опять же исключить из расчёта производителей серебра из Индии и Польши, тенденция снижения TCC CP+CAPEX благополучно продолжилась в 2016 году, при этом в среднем затраты снизились на 2% до $ 11,22 за унцию. В рамках этой сокращённой выборки капитальные расходы снизились на 10% по сравнению с предыдущим годом, что частично компенсировалось менее выраженным сокращением объёмов добычи эквивалента унций серебра, главным образом объясняемое ситуацией на шахтах Пенаскито (Penasquito).
Вопреки нисходящей тенденции, затраты на втором по величине руднике, производящем серебро в Мексике, выросли на 42% до $ 15,70 за унцию из-за падения на 46% объёмов добычи золота в результате снижения содержания металла в руде (-30%) и производительности (-16%). Кроме того, капитальные расходы выросли на 16% до $ 235 млн, так как проект Penasquito Pyrite Leach Project (PLP) получил одобрение компании лишь в июле 2016 года. Goldcorp прогнозирует, что PLP будет увеличивать производство серебра приблизительно на 5 млн унций в год, начиная с 2019 года, за счёт увеличения объёмов извлечения серебра из серебро-цинкового концентрата.
Ещё один значимый фактор - значительное ослабление национальных валют большинства стран-производителей по отношению к доллару США, что с 2014 года даёт существенную экономическую выгоду. В годовом исчислении мексиканский песо, перуанский доллар, австралийский доллар и аргентинский песо упали в 2016 году на 59%, 6%, 1% и 59% соответственно. За исключением производителей из Польши и Индии, показатель TCC CP+CAPEX в мировой индустрии добычи серебра был в 2016 году на 5% ниже среднегодовой цены серебра на уровне $ 17,15 за унцию и на 7% ниже уровня TCC CP+CAPEX в 2015 году.
Несмотря на то, что у американских добывающих компаний не было такого преимущества, как девальвация валюты, им удалось сократить расходы в среднем на 22% до $ 11,47 за унцию, в основном благодаря увеличению объёмов производства и снижению CAPEX. Эта тенденция особенно заметна на шахте Lucky Friday компании Hecla Mining, где производство выросло на 0,6 млн унций, а капитальные расходы упали на 26%, или на $ 14 млн. Запуск ключевого проекта роста компании - Shaft # 4 - близится к завершению. Что касается затрат, то снижение цен на дизельное топливо и рост производительности привели к снижению издержек на $ 3,71 за унцию - показатель TCC CP+CAPEX упал до $ 17,01 за унцию.
Данте Аранда, старший аналитик Thomson Reuters GFMS и автор данного исследования, заключает:
Мы ожидаем, что затраты на производство сопутствующих продуктов продолжат тенденцию к снижению в течение 2017 года, поскольку объёмы добычи золота и базовых металлов будут расти, хотя и более медленными темпами, так как вероятное повышение цен на нефть различных марок начнёт оказывать давление на операционные затраты в мировой горнодобывающей промышленности. Тем не менее, мы полагаем, что для серебра показатель TCC с учётом сопутствующей продукции + CAPEX постепенно начнёт расти, а себестоимость и капитальные расходы будут зависеть от изменения цен на серебро.
Данте Аранда начал свою карьеру в Thomson Reuters в 2010 году в Торонто в качестве специалиста по добывающим компаниям и рынкам сырьевых товаров. Работал с широким кругом компаний, занимающихся природными ресурсами. Сейчас он работает в Лондоне в качестве эксперта по добыче драгоценных и базовых металлов. Активно участвует в моделировании производственных процессов и производственных затрат, используя Matlab и VBA, а также является одним из ведущих участников команды технического анализа GFMS. Он имеет степень бакалавра (с отличием) по финансовой статистике и прикладной экономике в университете Торонто.