Продолжаю публикацию материалов М.Л.Лифшиц*, начатую ранее [1, 2]. Сегодняшняя публикация посвящена теме «Оценка системы статистического учета трудовых мигрантов и анализ информации, используемой для определения потребности в иностранной рабочей силе и ее достаточности»**. Публикация этого материала, как и предыдущих, преследует цели получения предложений и замечаний, в том числе критических, от специалистов, экспертов и политиков.
«Любая система статистического учета включает в себя два равных по важности процесса: во-первых, сбор статистической информации, во-вторых, публикация собранных данных. Главными критериями оценки качества статистической информации служат ее надежность, полнота, сопоставимость и доступность. При публикации должны быть указаны источники данных, чтобы можно было оценить их сравнимость.
Задача анализа системы статистического учета трудовой миграции облегчается тем, что на сайте Росстата размещены Рекомендации ООН по статистике международной миграции.
1 Информация о трудовой миграции содержится в нескольких российских статистических изданиях.
1. «Труд и занятость в России», статистический сборник Росстата. Периодичность выпуска, как правило, 1 раз в два года. На сайте Росстата имеются в электронном виде выпуски 2001, 2003, 2005, 2007 и 2009 гг. Сборники содержат информацию только о внешней трудовой миграции.
2. «Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции». Статистический сборник ФМС. Вышло 4 сборника: за 2004-2005 гг.; 2005-2006 гг.; 2006-2007 гг. и 2007-2008 гг. Ни на сайте ФМС, ни на сайте Росстата нет никакого упоминания об этом сборнике.
По содержанию статистической информации о внешней трудовой миграции сборники ФМС «Мониторинг…» дают более подробные сведения, чем «Труд и занятость в России» (табл. 1.1 и 1.2). В то же время, в сборниках «Труд и занятость» дается информация за более длительный период времени.
3. «Численность и миграция населения Российской Федерации», ежегодный статистический бюллетень Росстата. Выпуск 2009 года имеется на сайте Росстата. Это единственное статистическое издание, из которого можно получить какие-либо сведения о внутрироссийской миграции.
4. Небольшое количество дублирующей информации есть в «Российском статистическом ежегоднике», статистическом ежегоднике «Регионы России» и «Демографическом ежегоднике.
Рассмотрим особенности сбора и публикации данных о каждой из следующих групп трудовых мигрантов:
1) граждане России, выезжающие за границу с целью трудоустройства;
2) граждане других государств, въезжающие с той же целью в Россию;
3) внутренние трудовые мигранты…
Иностранные граждане, въезжающие в Россию с целью трудоустройства. Как отмечается в рекомендациях ООН по статистике международной миграции, «государственные органы на общенациональном уровне нуждаются в информации о числе, характеристиках и географическом распределении международных мигрантов в стране для оценки воздействия этих факторов на рынок труда».
5 Данные, опубликованные в сборниках «Труд и занятость в России» и «Мониторинг...», разработаны ФМС. Источники данных в сборниках 1999-2007 гг.: «организации, использующие труд иностранных граждан, и регистр региональных миграционных служб об использовании иностранной рабочей силы в личном хозяйстве граждан». Сведения, опубликованные в сборнике 2009 года, сформированы на основании либо выданных разрешений на работу, либо уведомлений, полученных от работодателей, привлекающих иностранных работников. Первое относится к иностранным гражданам с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Грузии и Туркмении) и лицам без гражданства, а второе - к иностранным гражданам с безвизовым порядком въезда (из стран СНГ: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина).
В бюллетене «Численность и миграция населения РФ» источников данных два. Это данные Федеральной пограничной службы и текущего учета по месту жительства.
Рассмотрим эти данные по источникам их получения.
Учет по месту жительства не дает адекватного представления о международной трудовой миграции, особенно если рассматривать мигрантов по причине смены места жительства. Числа въезжающих и выезжающих из России иностранных граждан, мигрирующих «в связи с работой», примерно равны и довольно малы. При обмене со странами СНГ и Балтии в 2008 году речь идет о величине менее 6 тысяч человек, а с другими странами - менее 500 человек.
Таблица 2 - Статистические показатели, характеризующие иностранных трудовых мигрантов в России
№ п/п
Показатели
Статистический сборник
1
Численность иностранных трудовых мигрантов
«Труд и занятость…»
2
Распределение численности иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по полу и возрастным группам
«Мониторинг…», «Труд и занятость…»
3
Численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по странам происхождения
«Мониторинг…», «Труд и занятость…»
4
Распределение численности иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по видам экономической деятельности
«Мониторинг…», «Труд и занятость…»
5
Численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации, по видам экономической деятельности
«Мониторинг…», «Труд и занятость…»
6
Распределение численности иностранных работников по формам трудоустройства
«Мониторинг…»
7
Формы трудоустройства иностранных работников по странам исхода (у юридических или физических лиц)
«Мониторинг…»
8
Распределение иностранных работников по продолжительности работы
«Мониторинг…»
9
Распределение численности иностранных работников по основным видам экономической деятельности и странам исхода
«Мониторинг…»
10
Распределение иностранных работников по странам исхода и регионам России
«Мониторинг…»
11
Выполнение установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, по регионам России
«Мониторинг…»
12
Соотношение занятого российского населения, безработного российского населения и иностранных работников по регионам России
«Мониторинг…»
13
Динамика движения иностранной рабочей силы в течение года по странам исхода
«Мониторинг…»
14
Распределение мигрантов - иностранных граждан по гражданству и целям поездок: прибытие и выбытие при пересечении российской границы
«Численность и мигра-ция…», по данным пограничной службы
15
Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по причинам смены места жительства и гражданству
«Численность и мигра-ция…», учет по месту жительства
16
Распределение международных мигрантов по полу и возрасту: учет по месту жительства
«Численность и мигра-ция…», «Демографи-ческий ежегодник»
17
Половозрастной состав международных мигрантов по странам: учет по месту жительства
«Численность и миграция…»
18
Половозрастной состав международных мигрантов по гражданству: учет по месту жительства
«Численность и миграция…»
19
Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по причинам смены места жительства и странам выхода/приема
«Численность и мигра-ция…», учет по месту жительства
20
Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по уровню образования и странам выхода/приема
«Численность и мигра-ция…», учет по месту жительства
21
Распределение мигрантов по гражданству и территориям Российской Федерации; международная миграция
«Численность и мигра-ция…», учет по месту жительства
В широком смысле к трудовой миграции можно отнести всех международных мигрантов трудоспособного возраста, так как их въезд и выезд непосредственно изменяют численность трудовых ресурсов России. В 2008 году въехало 221,8 тысяч международных мигрантов трудоспособного возраста, а выехало - 27,9 тысяч. Лица трудоспособных возрастов составили в 2008 году более 80% всего миграционного прироста, в том числе у мужчин доля лиц трудоспособных возрастов составила 85,4% от миграционного прироста. Уже эти факты говорят о том, что международная миграция, регистрируемая по месту жительства, по-видимому, в большой степени является именно трудовой миграцией.
Однако, как уже говорилось выше, лишь небольшая часть трудовой миграции связана с изменением постоянного места жительства. Кроме того, неизвестно, когда именно прибыли в Россию те, кто регистрируются по месту жительства в текущем году. Следует также отметить, что выбытие по месту жительства обычно занижается.
В данных Федеральной пограничной службы, представленных в статистическом бюллетене «Численность и миграция населения Российской Федерации», неудовлетворителен перечень целей поездок. Он включает в себя следующие 6 целей: служебная, туризм, частная, ПМЖ, транзит и обслуживающий персонал. Относятся ли к трудовой миграции цели «служебная» и «обслуживающий персонал»? В Рекомендациях ООН (1998) отмечается, что к «иностранным работникам-мигрантам» следует относить тех, кто «занимается экономической деятельностью, которая оплачивается в принимающей стране».
6 Разъяснения в бюллетене «Численность и миграция…» относительно целей поездок отсутствуют, но по логике вещей к категории «служебная» следует относить тех, кто едет в командировки, а к категории «обслуживающий персонал» - тех, кто является персоналом транспортных средств (поездов, пассажирских судов и пр.). В таком случае, по-видимому, цели «служебная» и «обслуживающий персонал» определению трудовой миграции не соответствуют.
Основная масса въезжающих и выезжающих из России иностранных граждан по цели поездки отнесена к категории «частная» - по-видимому, даже в том случае, если во время нахождения в России осуществлялась трудовая деятельность или даже если трудовая деятельность была непосредственной целью поездки. Причина, в частности, в том, что «трудовая деятельность» отсутствует в перечне целей в соответствующей таблице статистического издания (в сборнике за 2009 год - это таблица 2.12). И это несмотря на то, что в миграционной карте, заполняемой иностранным гражданином при пересечении российской границы, перечне целей поездки указывается «труд». Полный перечень целей в миграционной карте образца 2004 года
7 таков: служебная, туризм, коммерческая, учеба, работа, частная, транзит. Таким образом, главным и необъяснимым недостатком сведений о целях поездок является несоответствие между получаемыми и публикуемыми статистическими данными.
По оценке ФМС, в России находится в настоящее время более 3 миллионов иностранных мигрантов, не имеющих разрешения на работу, но при этом значительная часть этих людей занимается трудовой деятельностью.
8 Именно с этим связано внесение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона № 308942-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации». В задачи этого закона входит, в частности, «упрощение легализации иностранных работников-безвизовиков, занятых у физических лиц, путем введения особого документа - патента на осуществление трудовой деятельности».
9 Информация из сборников «Труд и занятость в России» и «Мониторинг легальной внешней трудовой миграции» относится в основном к занятым у юридических лиц в Российской Федерации. Занятые у физических лиц, как свидетельствует «Мониторинг…», составляли менее 10% от общего количества иностранных работников. Таким образом, не менее половины всех иностранных работников в России пока остаются вне статистического наблюдения. По имеющимся экспертным оценкам у физических лиц нелегально трудится от 2 до 4 млн. трудовых мигрантов.
Некоторые сведения есть только в «Мониторинге…». Например, распределение иностранных работников по странам исхода и регионам России, а также по формам трудоустройства и квотам. Из «Мониторинга…» можно также понять, каким образом рассчитывается общая численность иностранной рабочей силы в России в данном году: к численности иностранных работников на начало года прибавляется число иностранных работников, прибывших в течение года. Таким образом, это отнюдь не среднегодовая численность, поскольку число выбывших в течение года не учитывается в данных расчетах. Например, в 2006 году на начало года численность иностранных работников составляла 443901 человек, прибыло в течение года 570112 человек, выбыло в течение года 490835 человек, в конце года численность иностранных работников составляла 523178 человек, а общая численность иностранных работников в 2006 году - 1014013 человек. К сожалению, эта информация есть только по странам исхода, но не по регионам России.
С точки зрения анализа рынка труда интересна в «Мониторинге…» таблица «Соотношение занятого российского населения, безработного российского населения и иностранных работников по регионам России». Она содержит следующие позиции: «численность населения», «численность занятых в экономике», «уровень занятости, %», «численность иностранных работников», «удельный вес иностранных работников в численности 1) населения, 2) занятых», «общая численность безработных» и «уровень безработицы». Эти данные призваны служить выяснению, влияет ли привлечение иностранной рабочей силы на уровень безработицы в России. Подобную таблицу можно было бы построить и по данным сборника «Труд и занятость в России», если бы там содержались сведения о выбывших иностранных работниках по субъектам РФ, ведь когда идет речь о численности занятых в экономике в субъектах РФ, обычно имеется в виду среднегодовая численность.
10 К сожалению, это не учтено и в упомянутой таблице в «Мониторинге…»: тут использованы данные о среднегодовой численности всех занятых в экономике и среднегодовой численности безработных, но данные об иностранных работниках - общие за год. Это может существенно искажать реальную картину того, как связаны между собой безработица и привлечение иностранной рабочей силы. Искажения, очевидно, особенно велики в тех регионах, где мигрантов привлекают в основном на сезонные работы, а в остальное время года велик уровень безработицы среди местного населения.
Обратим внимание еще на одно обстоятельство: на связь между удельным весом иностранных работников в численности занятых и внешним миграционным приростом в регионах России. Эта связь не так однозначна, как можно было бы подумать. Например, в 2006 году Белгородская область по первой позиции занимала лишь 43-е место в России, хотя по второй - 6-е место (по уровню безработицы - 59-е). Это объясняется тем, что в Белгородской области иностранные мигранты быстрее интегрируются в российское общество и потому быстрее выпадают из категории «иностранных работников». Это одно из свидетельств того, как сильно статистика трудовой миграции зависит от особенностей процедур учета...
Таким образом, к основным недостаткам статистики внешней трудовой миграции относятся:
1. Трудовой мигрант в течение календарного года может въезжать и выезжать в страну несколько раз. Однако, в административной отчетности ФМС по выданным разрешениям на работу не выделяются разрешения, повторно выданные в течение того же календарного года. Такие случаи имеют место также из-за утери карточки, необходимости сменить регион работы или специальность. Поэтому методика расчета основного показателя трудовой миграции «Работало в отчетном периоде» не совсем корректна, так как предполагает повторный счет одних и тех же людей.
2. Не отражают реального положения вещей и сведения о сроках занятости иностранцев в России. В отчетности Росстата период занятости иностранных работников в России фиксируется в месяцах - от 3 до 12 месяцев. Вместе с тем, определенный контингент мигрантов в действительности работает в России более 12 месяцев, а официальная отчетность не позволяет выделить таких мигрантов, т.к. по закону период действия разрешения на работу и период пребывания иностранца из безвизовой страны не может превышать года. О том, как меняется структура трудовых мигрантов по продолжительности работы, говорят следующие данные: если в 2005 г. от 9 до 12 месяцев работало 87,3% всех иностранных граждан, то в 2006 г. - уже 96%.
3. Для того, чтобы оценить влияние сезонного характера использования иностранной рабочей силы следует сопоставить данные ФМС о численности работающих внешних трудовых мигрантов в течение года с данными о численности иностранных работников, отражаемые в балансах трудовых ресурсов в среднегодовом исчислении. Показатели балансов, по нашему мнению, более полно отражают реальную численность работающих иностранных граждан.
4. Оценка уровня образования трудовых мигрантов, прежде всего из числа иностранных работников затруднительна из-за отсутствия статистических данных об уровне образования и профессионально-квалификационных характеристиках мигрантов, прибывающих в Россию для работы по трудовым соглашениям и выезжающих российских граждан для легальной работы за границей.
5. Качественный состав нелегальных мигрантов из-за отсутствия их учета можно ориентировочно установить только с помощью социологических опросов, проводимых под эгидой Международной организации миграции (МОМ), рядом научно-исследовательских организаций.
Таким образом, анализ существующей информационной базы по вопросам миграции населения позволяет сделать следующие выводы:
- Главными недостатками статистики по миграции являются - несопоставимость данных, полученных разными способами, их ведомственный характер, отсутствие возможности их сопоставления и проверки.
- Отсутствие учета и разработки данных, характеризующих качественный состав мигрантов. Как правило, качественные характеристики мигрантов ограничиваются лишь уровнем образования. Причем, даже этот показатель дается не по все категориям мигрантов, а лишь по прибывающим на постоянное место жительство и по российским гражданам, выезжающим на работу за рубеж. Кроме того, не в каждом статистическом источнике можно найти образовательные характеристики мигрантов в региональном разрезе. Построение временных рядов по показателю уровня образования мигрантов вообще затруднительно, поскольку Росстат публикует соответствующие данные не каждый год. Что же касается профессионально-квалификационной структуры мигрантов, то такие данные в статистических сборниках не публикуются. Это осложняет оценку возможностей миграции, как фактора пополнения качественной рабочей силы в регионах РФ.
Для определения потребности в иностранной рабочей силе кроме рассмотренной выше информации требуются также следующие данные:
- численность занятого населения по видам экономической деятельности и регионам;
- численность безработных и их структура, учитываемые органами службы занятости и по методологии МОТ;
- заявки работодателей на иностранную рабочую силу;
- квоты на привлекаемую иностранную рабочую силу, устанавливаемые в зависимости от профессии, специальности, квалификации, страны их происхождения и с учетом демографической ситуации и состояния региональных рынков труда;
- перечень профессий, на которые квоты не распространяются и ориентированный на иностранных граждан, высококвалифицированных специалистов, наиболее востребованных на российском рынке труда;
- допустимая доля иностранных работников, используемых работодателем в различных отраслях экономики;
- число незанятых рабочих мест или, которые заявляют работодатели в государственные службы занятости.
Имеющаяся информация является недостаточной и неполной для определения потребности экономики в иностранной рабочей силе. Так, например, не все работодатели представляют в службы занятости имеющиеся вакансии, особенно это касается организаций и предприятий среднего и малого бизнеса. Многие фирмы предпочитают поиск специалистов, особенно высокого класса, через частные агентства. Заявки предпринимателей не всегда обоснованы, поскольку многие из них заинтересованы в использовании дешёвой рабочей силы.
Таким образом, общий вывод заключается в том, что информация, используемая для определения потребности в иностранной рабочей силе, является недостаточной и требует расширения и систематизации.
1 Рекомендации по статистике международной миграции. Первое пересмотренное издание. - Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк: 1998. -
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/demo/metod/migr.pdf
5 Рекомендации ООН (1998), ст.7.
6 Рекомендации ООН (1998), вставка 2.
7 http://www.fms.gov.ru/documents/migrant/. Такие же цели перечислены в образце миграционной карты 2003 года:
http://www.visas.ru/info/migration_card1.html.
8 Выступление Константина Полторанина, заместителя начальника управления международных и общественных связей ФМС РФ, в передаче канала НТВ «Средний класс» 9 февраля 2010 года,
http://sklass.ntv.ru/issue/10961/ 9 http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=32950/ 10 Труд и занятость в России, 2009, с. 27».
* - Марина Лазаревна Лифшиц, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития (ГУ ИМЭИ), член политсовета РО МО ВПП «Правое дело», член экспертного Комитета по демографии РО МО ВПП «Правое дело» [1];
** - публикуемый материал предоставлен автором и является частью прошлогоднего Доклада для Минэкономразвития
Ссылки:
1. «
Москва: 29 июня была «озвучена» концепция ВПП «Правое дело» по иммиграционной политике».
http://pravoedelo1.livejournal.com/210062.html 2. «
М.Л.Лифшиц о влиянии трудовой миграции на рост уровня жизни населения России».
http://pravoedelo1.livejournal.com/210422.html