Москва: 29 июня была «озвучена» концепция ВПП «Правое дело» по иммиграционной политике

Jun 30, 2011 23:04

29 июня в ходе заседания Экспертного совета по подготовке нового проекта программы партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" [1, 2, 3] произошли два важнейших события.
Во-первых, «граду и миру» было представлено ядро, основа экспертного комитета по демографии в составе: М.Л.Лифшиц, А.М.Юсуповский и В.Ю.Милитарев.
Во- вторых, и, пожалуй, в главных, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития (ГУ ИМЭИ) Марина Лазаревна Лифшиц в своем выступлении кратко изложила основные выводы своей статьи «Анализ факторов миграционного прироста населения в России как основание для оптимальной иммиграционной политики», опубликованной в журнале "Прикладная эконометрика" в № 4 за 2009 год. По моему мнению, эта статья может быть положена в основу концепции партии «Правое дело» по иммиграционной политике. Поэтому в ближайшее время мы намерены организовать и провести круглый стол, на котором М.Л.Лифшиц выступит с развернутым докладом для его публичного экспертного обсуждения. А пока я предлагаю вниманию заинтересованной публики заключительную часть статьи М.Л.Лифшиц:

3. Заключение. К оптимальной миграционной политике

Выстраивая свою миграционную политику, России имеет смысл не только опираться на опыт других стран, но и помнить о собственной специфике как принимающей страны. Чрезвычайно важно, принимая решения в условиях кризиса, задумываться и об их долгосрочных последствиях.

Главная особенность России как принимающей страны - ограниченность демографического потенциала ее основных миграционных доноров, который начнет снижаться уже в ближайшие годы. Не стоит забывать и о конкуренции за рабочую силу постсоветского пространства, которая в перспективе будет набирать обороты. Высокая смертность в России также является ограничителем миграционного прироста.

Таким образом, регрессионный анализ приводит к выводу, что либеральная иммиграционная политика в долгосрочном плане выгоднее России, чем закручивание гаек.

Опыт других стран, в свою очередь, свидетельствует, что пока не найдены меры, способные уменьшить объем иммиграции. Ужесточение миграционного законодательства приводит только к усилению нелегальной составляющей иммиграции. Например, закрытие границ оборачивается тем, что снижается выезд из принимающей страны, возвратная трудовая миграция становится безвозвратной.

По счастью, объем возможной иммиграции не опасен для России, особенно при его естественных потенциальных ограничениях. Негативные последствия имеет лишь теневая составляющая иммиграции. Это и потери бюджета от неуплаты налогов, и потери в зарплате отечественной низкоквалифицированной рабочей силы. Особенно опасна криминализация мигрантов. Поэтому усилия следует сосредоточить на переводе нелегальной миграции в правовое поле.

Важным шагом в этом направлении стало изменение миграционного законодательства в 2006-2007 гг. Однако оно нуждается в дальнейшем улучшении. Ряд полезных мер в этой связи предлагают сами мигранты [Зайончковская (2009)]. Это касается и законодательных процедур, и миграционной инфраструктуры.

Нелегальную миграцию трудно победить в нашей стране потому, что она многим выгодна. От нее кормятся не только работодатели, но и милиция, и проверяющие органы.

Необходимо разработать правовой механизм, защищающий мигрантов от произвола милиции. Зайончковская полагает, что некоторые коррупционноемкие моменты устранить нетрудно. Например, отрывные талоны к уведомлению можно было бы заполнять в двух экземплярах: один находился бы у принимающей стороны, другой - у мигранта. Тогда при отъезде на родину он имел бы документ, защищающий его от вымогательства милиции. Кроме того, «принимающей стороной» для мигрантов могла бы стать сама миграционная служба.

Еще вариант: открыть пункты помощи мигрантам при вокзалах. Здесь можно было бы оформить регистрацию непосредственно по приезде, получить правовую консультацию, в том числе по поводу оформления трудовой карты, или сведения о работодателях, найме жилья и правозащитных организациях. Здесь перед отъездом и сдавать отрывные талоны, когда уже куплен билет на родину.

Логическое развитие этой идеи ведет к открытию пунктов правовой помощи потенциальным иммигрантам за пределами нашей страны. Здесь можно было бы и пройти медицинское освидетельствование, и подобрать подходящую работу. В идеале для всех было бы лучше, если бы прибывающий мигрант уже имел приглашение от конкретного работодателя.

Есть проблема, связанная с ограниченным сроком действия трудовых карт, разрешений на работу и временного пребывания в России. Если, в связи с кризисом, нет денег на поездку домой для переоформления соответствующих разрешений, мигрант автоматически оказывается вне правового поля. К сожалению, Россия пока не способна обеспечить гарантированного получения заработанных денег не только иммигрантами, но и собственными гражданами, и это задача, требующая срочного решения. Кроме того, как предлагает Зайончковская, сроки действия соответствующих разрешений надо законодательно продлить.

Еще более проблематично, как убедительно показывает Зайончковская, квотирование иностранной рабочей силы. Этот механизм не только не уменьшает, но усиливает нелегальную составляющую иммиграции. Необходимо либо существенное увеличение квот, либо, еще лучше, полная отмена этого института.

Возникает закономерный вопрос: как же тогда защитить в условиях кризиса занятость российских граждан?

Но, во-первых, как известно, иммигранты сегодня занимают в основном ниши на рынке труда, не интересные россиянам. Во-вторых, никогда и нигде репрессивные меры не выступали действенным ограничителем иммиграции. Один из важнейших факторов иммиграции - спрос на рабочую силу со стороны работодателей. Снижение спроса в условиях кризиса будет оказывать понижающее влияние на приток иммигрантов. А нахождение иммигрантов в правовом поле будет снижать их выгодность для работодателей.

Следующий вопрос: как, в условиях кризиса, предотвратить криминализацию незанятых мигрантов? Если мигранты платят налоги, они должны иметь право на пособие по безработице, как это предусмотрено статьей 8.1. Конвенции МОТ N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева, 1 июня 1988 г.). Если налоги не были уплачены, их надо взыскивать с работодателей и на эти деньги отправлять мигрантов на родину. Есть смысл также организовывать обучение и переобучение как временно безработных мигрантов в России, так и потенциальных мигрантов в странах исхода, беря в этом пример с Евросоюза. Деньги на это можно направить из сэкономленных за счет упразднения института квотирования иностранной рабочей силы.

Необходимо также снижать уровень насилия по отношению к иммигрантам. Для этого было бы полезно признать в уголовно-административном законодательстве различие этнического происхождения агрессора и потерпевшего фактором, отягчающим вину.

Важно понять, что переизбыток мигрантов в России - явление временное. Оттолкнув их сегодня, завтра Россия может столкнуться с более серьезными проблемами.

Ссылки:

1. «В Москве прошло заседание Экспертного совета по подготовке нового проекта программы партии "ПРАВОЕ ДЕЛО".

http://pravoedelo.ru/news/v-moskve-proshlo-zasedanie-ekspertnogo-soveta-po-podgotovke-novogo-proekta-programmy-partii-pra

2. В.Смирнов. «Провел круглый стол». http://monkhermit.livejournal.com/602967.html

3. В.Милитарев. «Главное впечатление от совещания в Правом деле».

http://militarev.livejournal.com/1549964.html

В.Милитарев, А.Юсуповский, Москва, М.Лифшиц, выборы 2011, "Правое Дело"

Previous post Next post
Up