Богоматерь Владимирская (икона 1400 г., А.Рублев)
Грубое материалистическое отрицание феномена одухотворения объектов неживой и живой природы не предполагает его естественнонаучное исследование. Природа не терпит пустот! Феномен души плодотворно исследуется в рамках богословия и психологии, философской базой которой по своей сути является идеализм. С материалистических позиций трактовка феномена души человека представляет чрезвычайный интерес. Одним из подходов естественнонаучного изучения души связан с исследованием феномена инстинктивного поведения человека.
Одна из философских трактовок понятия души с позиции материализма дана Л.Фейербахом (1804-1872 гг.), считавшего душу функцией организма человека:
Мыслит и ощущает не душа, потому что душа есть только олицетворенная и гипостазированная, превращенная в особое существо, функция или явление мышления, ощущения и воли, и не мозг, потому, что мозг есть физиологическая абстракция, орган, вырванный из целостности, из черепа, из лица, из тела вообще, фиксированный как нечто самостоятельное. Но органом мысли мозг служит лишь в связи с человеческой головой и телом.
Таким образом Л.Фейербах, в противовес вульгарному материализму, развивал идею человека как целого.
В отличие от натурфилософского, физиосоциологический подход к проблеме трактовки понятия души основывается на достижениях естественных наук XX-XXI веков.
Вопрос о том, творится ли каждая душа Богом непосредственно в момент зарождения человека (или после того), или все души сотворены ранее, для богословов является открытым. Для религиозного человека это имеет существенное значение в связи с
проблемой абортов. Если исходить из того, что душа творится во время зарождения человека, то не имеет принципиального значения на каком этапе это происходит во время зачатия или на 40-й день после него - важно, что даже по мнению некоторых богословов вне тела личности душа не формируется!
Возникает вопрос, как формируется материальная основа души. Если это происходит непосредственно во время оплодотворения яйцеклетки до начала её дробления, то душа возникает одномоментно с
актом оплодотворения на основе материала цитоплазмы яйцеклетки вследствие частичного разрушения эмбриона клеточной оболочки и проникновения в неё биологического материала сперматозоида. Несомненно, это возможно, но, исходя из современных знаний о физиологии человека, маловероятно. Скорее можно согласиться с тем, что творение души происходит на 40-ой день, так как это соответствует гипотезе, согласно которой вместилищем души человека является
сердечнососудистая система!
На 28 день беременности устанавливается циркуляция крови, а на 7-й неделе (42-49 дни беременности) сердце эмбриона становится четырёхкамерным, формируются крупные кровеносные сосуды.
Более того, если рассматривать человека как целое, то вместилищем души в той или иной степени является весь организм человека. При этом значительная часть души связана с нервной системой.
С материалистической позиции формирование души происходит как в период всего внутриутробного развития, так и после рождения. Высшие проявления духовной жизни человека - членораздельная речь и письмо - неотьемлемы от его двигательной активности. В процессе онтогенеза двигательная активность формируется на рефлекторной основе. На основе
рефлексов формируются
инстинкты - совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.
Если принять во внимание то, что у человека с момента оплодотворения яйцеклетки до родов проходит 38 недель, то деление рефлексов на безусловные и условные весьма условно! Действительно, a priori невозможно связать формирование рефлекторной дуги исключительно на основе информации, заложенной в ДНК. Не исключено, что аппарат
акцептора результата действия начинает функционировать на ранних этапах эмбриогенеза. Весьма вероятно, что врожденность инстинктов определяется не только последовательностью нуклеотидов в ДНК, но и синергетикой клеток развивающегося эмбриона! Однако в рамках господствующей научной парадигмы это не учитывается, более того,
инстинкты новорожденных как правило называют рефлексками. К тому же инстинкты новорожденных трудно отличить от социальной адаптации на основе физиологического механизма акцептора результата действия в пренатальный период и в первые часы и дни жизни человека.
Инстинкт ползанья - уже спустя полчаса после рождения малыш способен проползти по животу матери и самостоятельно добраться до ее груди!
Инстинкт ползанья (фото из интернета)
Инстинкт сосания - если вложить в рот ребенка грудь или кончик пальца, то малыш начнет совершать активные сосательные движения. Этот инстинкт помогает малышу питаться. Инстинкт сосания исчезает примерно к 4 месяцам, трансформируясь в навык сосания. Захватить грудь в первый раз для новорожденного непростая задача: ему может понадобиться несколько попыток, чтобы начать, наконец, сосать. То есть этот «инстинкт» формируется при активном участии матери, что придает процессу его формирования социально значимый характер!
Инстинкты новорожденных показывают, что основы целесообразной деятельности, высшим проявлением которой является духовность человека, формируются постепенно, начиная с самых ранних этапов онтогенеза человека.