А.А. Демьяновских
Зеркальность психоанализа (Гегель и Фрейд)
Послесловие.
Французский философ и эстетик Ипполит Тэн полагал, что основной задачей художника, творца является воссоздание средствами искусства господствующего типа человека: типичный характер, воплощающий наиболее существенные черты эпохи и дух своего времени и есть цель искусства, за которым скрывается творческий акт. Этот тип человека, в свою очередь, у разных народов и в разные времена различен и определяется тэновской триадой - раса, среда, момент. Иными словами, конкретно взятый человек как предмет изображения искусства является продуктом следующих объективных факторов:
1) этно-фамильной наследственности, передающей ему неповторимый национальный индивидуальный облик;
2) окружающей географической, социальной и политической среды, которая обуславливает темперамент людей, состояние их умов и нравов;
3) определённого момента в жизни того или иного человека, заставляющего его действовать так или иначе.
Что мешает таковое целеполагание перенести из сферы искусства в сферу философии
? Неужели фиксация центрального типа человека эпохи не может показаться наиболее важной задачей философии? Последнее, однако, не заключает желание освободить философию от онтологии или гносеологии и сохранить исключительно антропологию. Нет этого желания, ибо смысл в том и заключается, что каждое из оказавшихся состоятельными сфер философии может быть представлена как фиксирующая особый тип человека.
Если возможность антропологии фиксировать тип человека действительно имеет место, почему бы тогда не попытаться и психоанализ представить как ещё одну возможность такой фиксации; на такой основе мы можем найти точки соприкосновения психоанализа и философии. Далее, такое соприкосновение не обнаружить, если при соотношении обоих не использовать соответствующие темы, которые и могли бы явиться моментом "единения". Стало быть, дело заключается в нахождении должных тем. Таковыми темами в моей работе явились следующие: сознание, вещь, восприятие, приобретение опыта, дух и т. д. На первых порах кажется невозможным, что такое явление как психоанализ может дать свои ответы на столь сложные философские вопросы. Этой работой (в частности) я хотел показать возможность вышеуказанного. Психоанализ может давать ответы на философские вопросы (даже если нет таковых непосредственных актов). Вопросы сознания и познания, восприятия, феноменологии и т. д. находят своё место в "философии" Фрейда.
Выяснив возможность психоанализа давать указанные ответы, возникает другой вопрос: откуда в психологической системе берётся такая ориентация на философский анализ? Таковой вопрос модифицируется в следующий: нет ли у фрейдизма философской основы, не имеет ли фрейдизм предпосылок в истории философии, не ориентируется ли он на какую-либо философскую систему прошлого?
Что же тогда может оказаться такой философской системой? В моей работе я попытался представить психоанализ как некое "последействие" философии Гегеля и ответить, таким образом, на поставленные вопросы. Темы согласования Гегеля и Фрейда могут касаться не только сознания или вещности.
В связи с последнем, следует заметить, что разработка темы соотношения философии Гегеля и фрейдизма может иметь более широкие основания и в такой форме действительно доказать соотносимость и преемственность указанных систем. Многие вопросы по представленной теме не были поставлены в данной работе и это даёт повод наметить возможные пути дальнейшей разработки соотнесения гегельянства и фрейдизма; среди последних отмечу следующие:
1) соотношение это может вобрать концепцию инстинктов психоанализа и гегельянские положения о бытии и ничто (это необходимо выполнить на примере "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейда и некоторых глав из "Науки логики" Гегеля),
2) можно произвести более серьёзный анализ соотношения гегелевского термина "дух" и категории бессознательного в психоанализе: такой анализ может открыть путь к введению психоанализа в единую традицию философии, в какой-то момент представленной Гегелем; в последнем случае, сам психоанализ может получить статус некоего фрагмента единой философского движения.
3) можно попытаться произвести соотношение представлений об объекте у Гегеля с некоторыми психоаналитическими концепциями постфрейдовского периода по этой же теме (объектные теории в психоанализе).
См.:
http://samlib.ru/d/demxjanowskih_anton_anatolxewich/hegelundfreyd.shtml