Надо ясно представлять направление развития духовного (или высшего, божественного) в человеке.
Когда Высшая Сила спускается на уровень человека и оживает в нём, она приобретает очертания его внутреннего «я», противостоя и постепенно побеждая внешнее «Я» - Эго. До этого момента был диалог Высшей Силы как чего-то внешнего и, большей частью, загадочного и неведомого,- с тем самым Эго. Ведь индивид ещё не знает другого «Я», помимо Эго. Он его лелеет и любит, считает собой. Именно потому и просит Внешнюю Силу, Внешнего Бога о земном и бренном, т.е. об укреплении Эго.
Когда Высшая Сила (Бог) перемещается внутрь человека, Она постепенно убивает Эго. Уничтожаются все программы, стереотипы, клише, установки (все эти слова здесь - синонимы), создаваемые и закрепляемые с раннего детства до старости. Эти программы и образуют Эго. Вначале они возникают очень активно и во множестве, с возрастом постепенно их число и активность уменьшается и затухает, но они становятся всё прочнее и незыблемее, прорастают и укореняются в душе.
Закладываются очень разные программы: «нормального» поведения среди людей разного типа - зависящих от тебя и от которых зависишь ты, другого пола, способностей и качеств. Формируются социальные роли, идеалы и способы адаптации, программы отдыха и одурманивания себя (развлечения, внушения, зависимости - психоделики, наркотики, игры).
Уничтожение всех этих программ и есть, по-евангельски (и не только), смерть ветхого человека и рождение нового, а точнее - преображение человека в Бога.
Но этот процесс совсем не безболезнен. Если кто-то другой - наставник, учитель, мастер помогает вырастанию Бога в ученике, то Эго ученика активно и даже яростно сопротивляется. Оно не хочет умирать. Оно изо всех сил защищает существующие в ученике программы, все способы и навыки приспособления индивида к безумному и растлевающему себя сообществу «людей» (или нелюдей?).
Истерики и скандалы, проклятия и уход, а то и покушения на жизнь учителя - обычное дело, если только ученик с самого начала не обуздан, не укрощён, не взят в «ежовые рукавицы». Это одна из причин, хотя и не единственная, приведения ученика к полному и безусловному послушанию на первом этапе ученичества.
* * *
3 тезисаа). Если мы полагаем, что условием диалога с Высшей Силой является нечто внешнее: определённые слова и их сочетания, культовые действия, сакральные предметы, архитектурные сооружения, одеяния и прочее подобное, то мы низводим эту Силу до какого-то определённого, причём нами, а не Ей, заданного вида. Другими словами, не мы стремимся к Ней, а её низводим до своего уровня. Но правильно ли это? Ведь такое видение и такая тактика не предполагают духовного - умственного и чувственного развития самого человека. По крайней мере, в качестве главной цели.
Не низводить Бога (Богов, Высшую Силу) до крайне ограниченных пределов своих представлений о Нём, а раскрывать духовный потенциал, заложенный в самой нашей природе и, тем самым, обретать способность гармонизировать свою связь с Универсумом (Богом) - вот что надо делать.
б). Потеряв своё Я (Эго), упразднив дуализм «Я» и «Они» в своём восприятии Мироздания, человек исчезает как самость, он растворяется в Абсолюте, а м.б. и сам становится Абсолютом (частью Его стать невозможно, ибо Он не мыслим нами делимым).
в). Человек может бесконечно разрешать возникающие перед ним проблемы, но может большинство из них разрешить раз и навсегда, изменив своё восприятие реальности.
Станислав