Проблема детерминизма и свободы воли по-прежнему играет значительную роль в философии, поскольку от способа её разрешения зависят и ответы на различные вопросы этики. Физикализм - то есть сведение всего происходящего к цепи исключительно физических причин и следствий не оставляет никакого места для духовной реальности, а значит - и для этики как
(
Read more... )
Подходы к диалектической логике в Топике Аристотеля
- «Аподиктическая логика совсем другое чем диалектическая. В формальной логике я могу сказать: все быки летают, я бык, следовательно, я летаю. Здесь ничего нет правильного, но всё - логически верно. Наоборот, диалектическая логика претендует на материальность. Эта логика у Аристотеля развернута в «Топике». «Топику» как раз излагают очень мало. Не хотят разбираться в диалектической логике. Хотя Аристотель ставит ее на одну плоскость с абсолютной силлогистикой, разве что в топической логике допустима логическая неточность».
На материальность претендует диалектическая онтология. В диамате не различают онтологию, гносеологию и логику (знаменитое от классика диамата: "не надо трех слов").
И это справедливо для Логики с большой буквы. Но познание не стоит на месте. Понятия уточняются, в том числе и понятие "логика". Более строго, в формальной логике пришли к заключению, что логика - это не наука о мышлении вообще, а специальная наука о правильных рассуждениях (Анисов А.М.). Применительно к диалектической логике: наука о правильных диалектических рассуждениях.
Наполнение содержания рассуждений может быть разным: проблемы гносеологии, онтологии, методологии. И здесь, как нельзя смешивать конкретную чашку со словом "чашка", так нельзя смешивать диалектическую гносеологию и диалектическую онтологию с диалектической логикой. А в диамате, ввиду синонимии логики, гносеологии и методологии, постоянно производится подмена понятия 'диалектическая логика' понятиями 'диалектическая гносеология', 'диалектическая онтология' и 'диалектическая методология', и наоборот.
Есть ли у Платона диалектическая логика? Несомненно, есть. Если диалектическая логика - это наука рассуждениях посредством развития мысли через противоречие, то Платон добивается эффекта такого развития столкновением мнений в диалоге - в субъектной логике. Чтобы не запутаться в противоречащих высказываниях текста, утверждения персонифицируются. Ведущая роль принадлежит Сократу с его майевтическим искусством извлечения знания, хранящегося в свёрнутом виде.
Только это эмпирия. Платон не создает теории диалектической логики. К этой задаче ещё только приступает его ученик Аристотель.Он выявляет формально-логическую (в Аналитиках, Метафизике) и диалектико-логическую (в Топике, Риторике) основу логики рассуждений. В последующем формальная логика выделилась в отдельную дисциплину. К сожалению, этого не произошло с диалектической логикой, хотя сам термин был широко задействован в диалектическом материализме в качестве философской метафоры.
--
Reply
Leave a comment