Предлагаю всем желающим провести мозговой штурм и оседлать тему Гипса в романе Пелевина "iPhuck 10".
Тема не простая, Виктор Олегович под верхнюю шелуху луковицы прячет еще много слоев смысла. И нам надо до них добраться.
Кто, если не мы, это сумеем сделать.
Наденем и мы очки заговорщика, очки ПВО и увидим в них Г И П С !
- Ты не понял самого главного, Порфирий.
- Чего?
- «Разбираться» в современном искусстве, не участвуя в его заговоре, нельзя - потому что очки заговорщика надо надеть уже для того, чтобы это искусство обнаружить. Без очков глаза увидят хаос, а сердце ощутит тоску и обман. Но если участвовать в заговоре, обман станет игрой. Ведь артист на сцене не лжет, когда говорит, что он Чичиков. Он играет - и стул, на который он опирается, становится тройкой. Во всяком случае, для критика, который в доле… Понимаешь?
- Примерно, - ответил я. - Не скажу, что глубоко, но разговор поддержать смогу.
- Теперь, Порфирий, у тебя должен возникнуть другой вопрос.
- Какой?
- Зачем я тебе все это объясняю?
- Да, - повторил я, - действительно. Зачем?
- Затем, - сказала Мара, - чтобы тебя не удивило то, что ты увидишь, когда мы начнем работать. Ты будешь иметь дело с весьма дорогими объектами. И тебе может показаться странным, что электронная копия или видеоинсталляция, которую может сделать из открытого культурного материала кто угодно, считается уникальным предметом искусства и продается за бешеные деньги. Но это, поверь, та же ситуация, что и с картиной «Orange, red, yellow». Если, глядя на нее, ты видишь перед собой светофор в тумане, ты профан - как бы убедительно твои рассуждения ни звучали для других профанов. Запомни главное: объекты искусства, с которыми ты будешь иметь дело, не нуждаются в твоей санкции. А санкция арт-сообщества у них уже есть.
- В какой именно форме была выдана эта санкция?
- Порфирий, - вздохнула Мара, - какой же ты невнимательный. В той форме, что их купили.
- А экспертизу они перед этим прошли? - спросил я подозрительно. - Акт экспертизы есть?
Мара улыбнулась.
- Экспертиза во всех случаях очень серьезная. Она проведена самой авторитетной инстанцией, какая только существует в современном мире. Этот источник, однако, не рекламирует себя - и тебе про него знать ни к чему.
- Так, - сказал я. - Картина понемногу складывается. И что это за дорогие объекты искусства?
- Гипс, - ответила Мара.
Вот здесь она и произнесла это слово впервые. Именно здесь.
гипс
- Гипс? - переспросил я. - А что это значит?
- Гипс - наш искусствоведческий жаргон. Официальный термин - «гипсовый век».
- А что такое «гипсовый век»? Какая-то периодизация?
- Скорее парадигма, связанная с историческим периодом. Далеко не все искусство этого времени будет гипсом. Но если брать по времени - с начала нашего века и примерно до двадцать пятого-тридцатого года. По месту возникновения - Россия, Европа, Америка, Китай. Отдельные объекты искусства, созданные до и после этого времени, тоже могут быть классифицированы как гипс. Но надо, чтобы согласились ведущие искусствоведы.
- И чем этот гипс замечателен?
- Главным образом своей стоимостью. Гипс ценится даже выше, чем балтийский туннель. В смысле поздний прибалтийский соцреализм, а это очень редкое и дорогое искусство.
- Насколько все это дорого?
- По-разному, - ответила Мара. - Но обычно суммы сделок исчисляются миллионами.
- Ого. А почему такое название - «гипс»? Это что, какие-то изделия из гипса? Фигурки?
Мара засмеялась.
- Какой ты у меня девственный, Порфирий. Какой свежий. Я в тебя сейчас влюблюсь. У Делона Ведровуа было эссе с названием «Гипсовая контрреформация». Оттуда это и пошло. Гипсовая контрреформация, по Ведровуа, была последней попыткой мировой реакции вдохнуть жизнь в старые формы и оживить их. Создать, как он пишет, франкенштейна из трупного материала культуры, основанной на квазирелигиозных ценностях реднеков и сексуальных комплексах всемирной ваты.
- Но почему именно «гипс»?
- У Ведровуа это центральная метафора. Представь сбитого грузовиком Бога…
- Бога? - переспросил я и перекрестился. - Грузовиком?
- Ведровуа так переосмыслил Ницше. Не хотела задеть твои религиозные чувства, извини - я знаю, что вам сейчас закачивают. Неважно - Бога, патриарха, царя, пророка. Одним словом, фигуру отца. Ему переломало все кости, и он мертв. Его надо скорее зарыть - но… Как это у Блока: «толстопузые мещане злобно чтут дорогую память трупа - там и тут». И вот, чтобы продлить себя и свое мещанство в будущее, толстопузые злобно заявляют, что Бог на самом деле жив, просто надо наложить на него гипс, и через несколько лет - пять, десять, двадцать - он оклемается. Они лепят гипсовый саркофаг вокруг воображаемого трупа, выставляют вооруженную охрану и пытаются таким образом остановить время… Гипсовое искусство - это искусство, которое своим виртуальным молотом пытается разбить этот саркофаг. Или, наоборот, старается сделать его еще крепче. Подобное происходило почти во всем мире и принимало самые разнообразные формы.
- И чем все кончилось?
- Ты придуриваешься?
- Нет, - ответил я, - я работаю. Гипсовый век ведь уже завершился?
- Да.
- Так что, Бог в саркофаге пришел в себя?
Мара терпеливо улыбнулась.
- Трудно сказать.
- Почему?
- Про саркофаг постепенно забыли.
- Почему забыли?
- Потому что в нем оказались мы все.
- Ага, - протянул я. - Понятно. И какой век начался после гипсового?
- Не знаю, Порфирий. Наше время еще ждет своего Ведровуа. Но текущую культурную парадигму принято называть «новой неискренностью». Гипсовое искусство угасло вместе с остатками свободы… Если ты записываешь, про свободу так сказала не я, а Ведровуа. Вообще, это сложные для непрофессионала темы, потому что с гипсовых времен многие слова изменили смысл. Если ты будешь просто нырять за ними в сеть, ты можешь многое не так понять.
Первое, что мне приходит в голову, то что название "гипсовый век" не может не намекать на то, что сейчас мы живем в "веке железном".
* Ка́ли-ю́га (санскр. कलियुग, kali-yuga) «век демона Кали», «железный век», «век раздора»