Задача по созданию оптимальной модели германского среднего танка завершающего периода войны встала почти пять лет назад, но все условия для ее решения сложились только весной сего года, а возможность оформить найденное решение графически появилась и того позже.
Прежде всего были сформированы критерии желательного результата: максимально дешевое, освоенное в производстве, надежное шасси, эффективное вооружение и бронирование. Первым в описываемый период располагали PzKpfw IV и 38t, вторым и третьим -- PzKpfw V Panter ausf F mit Scsmallturm. Соответственно, задача состояла в наиболее успешной комбинации таковых элементов в единой конструкции.
Эскизные проработки подобных машин существовали и в реальности, но как правило, ограничивались установкой Scsmallturm на неизменный корпус четверки или специально переработанный корпус 38t. Первое было неприемлемо в силу неизменности бронезащиты корпуса, оставлявшей желать лучшего, второе -- по причине недостаточной энерговооруженности шасси для несения соответствующего вооружения и защиты.
Оставалось работать с шасси PzKpfw IV, несколько вариантов изменения уровня защиты которого посредством введения наклона бронелистов так же существовали в реальности. Они так же не удовлетворяли требованиям полностью, хотя и содержали рациональное зерно.
Выход появился при расширении поля выбора на все семейство шасси PzKpfw IV, включая безбашенные штурмовые машины jagdpanzer IV и самоходные артиллерийские установки Hummel/Nashorn. От первых было почерпнута идея клиновидной носовой части, расширенных наклонных бортов, и усиленного двумя полозьями днища, а от вторых -- крепление заднего ленивца.
Последнее оказалось решающим, так как позволило продолжить бронекорпус за оси такового, и сдвинуть двигатель назад, увеличив боевое отделение почти на 90см не меняя общей длины танка! Более того, смещение двигателя назад, а башни к центру позволило разгрузить передние катки и уравновесить возросшую массу бронирования. В свою очередь, увеличение боевого отделения дало возможность перенести на машину подбашенный лист "Пантеры" без изменений, а лобовой с минимальной подгонкой по ширине, скомпоновав носовую часть аналогично PzKpfw V.
Скомпонованная таким образом машина получила наименование PzKpfw IV ausf L и послужила основой для дальнейших модификаций, направленных на упрощение и удешевление ходовой части. Первая попытка состояла в использовании усиленной за счет более мощной рессоры и сдвоенных катков подвески 38t. К двум попарно сблокированным тележкам пришлось добавить пятый, индивидуально подвешенный каток, так как иначе расстояние между катками и опорная площадь в целом оказалась слишком мала. Ленивец при этом потребовалось сместить несколько назад, и данная модификация носила наименование PzKpfw IV ausf M.
Тем не менее, наиболее оптимальным оказалось использование ходовой части в целом или хотя бы тележек с укрупненными опорными катками от единого шасси Eintheitsfahrgestell II/IV, что дало следующую модификацию -- PzKpfw IV ausf N1/N2. Это решение позволило увеличить клиренс на 10см и получить максимально сбалансированную подвеску, сочетающую положительные стороны всех компонентов. Полученная в итоге машина имела массу 28т и максимальную скорость 35 км/ч с двигателем Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и запас хода 210км при объеме топливных баков 470л. Прочие данные соответствуют исходным для самоходки (трансмиссия, оборудование) и танка (вооружение, бронирование, оптика).
Внешний вид перечисленных модификаций --
Танк, естественно, снабжался экранами -- как пластинчатыми, так и сетчатыми, циммеритной обмазкой, а во фронтовых условиях на лобовой лист и борта башни навешивались запасные траки. При окраске использовался камуфляж всех поздних схем на основе Dunkelgelb RAL7028.
UPD Чертежи с ошибкой в масштабе заменены на более достоверный вариант, добавлены PzKpfw IV ausf M и разрез PzKpfw IV ausf L.