Несмотря на изобилие профессиональных комментариев, эта тема почти умерла. По той простой причине, что ничего нового (и кардинально меняющего статус-кво) не произойдет. Одних добьют окончательно. Вторые утрутся влажными салфетками и спесиво надуют щеки. Третий триумфально пройдется по собственным Дроздовским бункерам, взяв за ручку мальчика. И все же. Союз поляков Беларуси подвергается странным и на первый взгляд немотивированным репрессиям. Официальная Варшава, мягко говоря, в недоумении и в растерянности. Известный «прагматик», а по совместительству министр иностранных дел Польши и даже возможный кандидат в президенты от правящей партии «Гражданская платформа» Радослав Сикорский изобретательно пытается замять скандал. «Что-то происходит? Ничего особенно. Это всего лишь проблемы роста юной лукашенковой демократии! Мы должны с пониманием к этому относиться, и по возможности помогать. И ни в коем случае нельзя останавливать наши прагматичные программы по Беларуси из-за парочки разбитых физиономий» - мягко говорит сей господин.
Президент Лех Качинский, правда, рвет и мечет. Но что он может в стране Дональда Туска, слепо доверяющего дипломатическому гению Сикорского? Лукашенко, в свою очередь, плевать хотел на высказанные и невысказанные претензии Варшавы. Что такое Варшава для Александра Григорьевича? Какая-то мелочь. С коей и считаться то зазорно. И ведь молодец! Если тебе добровольно подставляют «заднее место» и становятся при этом на колени, почему бы им не воспользоваться по назначению? Александр Григорьевич, этот самородок агрессивной и даже оскорбительной квази/дипломатии, уже давно всем доказал, что никогда ни о чем не договаривается. А только берет то, что ему нужно и сразу же посылает «потенциальных партнеров» по известному эротическому маршруту. Но периодически появляется очередной «Сикорский» (имя гипотетическое, нарицательное), почему полагающий, что он умнее, хитрее и способнее всех прочих. И что именно он сейчас порешает самые сложные вопросы. Ему деликатно и не/деликатно намекают, что это невозможно. Что Лукашенко недоговороспособен. Что ни каких потеплений не будет. Что Беларусь при Лукашенко не станет другой страной даже на демократический микрон. Но это горделивый и спесивый С. прет как танк. Пока официальный Минск не колотнет его по физиономии. Но даже после этого, С. продолжает делать вид, что у него ума палата. Так ведь всегда случается, когда кто-то пытается выдать себя за большого гуру.
Впрочем, сам Лукашенко сегодня куда больше думает о своих «швейцарских делах». А что там в Швейцарии? А там - всего лишь банки. Некогда отличавшиеся невероятной надежностью по части защиты любой клиентской информации. Однако совсем недавно появилось скромное такое и консолидированное решение ЕС о «возможном введении ограничений на движение капиталов через швейцарскую банковскую систему, в случае если власти Швейцарии откажутся ослабить действующий в стране режим банковской тайны». Решение интересное. Правда, пока нет четкого механизма исполнения этого решения. Но он будет. Так или иначе, швейцарских банкиров деликатно так попросили раскрывать сведения о своих клиентах. В благородных, вроде бы, целях: препятствование отмыванию денег: препятствование уходу от налогов; препятствование формированию мощных криминальных финансовых пулов; препятствование хищению бюджетных денег и выводу их на личные счета. Между прочим, все эти пункты без исключения, несомненно, не понравятся честнейшему и бессребреннейшему гражданину Лукашенко А.Г. А вот ведь вопрос: о каком именно банке он вспоминает, когда думает о Швейцарии? О крупнейшем цюрихском USB Wealth Management или о камерном, семейном Banco Della Svizzera из Лугано? Может, женевский HSBC Private Banking Suisse. Время подскажет. И, тем не менее, большая чистка швейцарской банковской системы началась. Банкиры, разумеется, этого не хотят, но вынуждены подчиниться новым правилам. Наиболее ушлые из них пытаются найти лазейки для наиболее уважаемых (т.е. наиболее грязных) клиентов. Грязный клиент - это тот, который категорически не хочет обозначения происхождения своих капиталов и потому готов платить так называемый… отрицательный процент. Это когда не клиент зарабатывает на условном многомиллионном депозите, а банк берет с клиента плату в размере 1,5-5,5% годовых. У безденежного и скромного белорусского президента в живописных швейцарских Альпах, помимо традиционного деревенского слалома, было, по меньшей мере, четыре встречи с некими (пока не установленными) банкирами. Весьма продолжительные. Разве какой-то «польско-белорусский приграничный скандальчик» может перебить швейцарскую головную боль А.Г.? Само собой, нет. Тогда зачем огород городить? Зачем гонять белорусских поляков почем зря?
А все просто. Нет никакого «эксцесса исполнителей» (никто не перестарался). Нет никакого заговора против Лукашенко внутри Беларуси. И даже «стратегического плана» никакого нет. Официальный Минск работает абсолютно топорно и абсолютно идентично своей же «зачистной работе» годичной, двухгодичной, трехгодичной и т.д. давности. И пять и десять лет назад все было точно также. Менялись лица исполнителей, но лексика и методика оставались неизменными. Никакой демократии. Никакой конкурентности. Никакой гласности. «Эй, кто там рассказывал мифы о невиданной либерализации и поэтапной демократизации?». Несусветная глупость. Или все еще есть сомнения?
В свое время «команда Лукашенко» умудрилась сделать одну правильную вещь: она не стала публично (в присущем ей стиле) высказывать свое настоящее мнение о «либерализации», она не стала посылать всех на х… в связи с этим словом. Замаскировалась. Неумело, коряво, убого. Но ведь многие поверили. Особенно «евро/прагматики». И появилась мифическая, дохлая интрига. Кое-кто всерьез рассуждал о шансах попасть в парламент. Кое-кто надеялся поучаствовать в выработке более адекватных экономических решений на уровне Совета министров. А кое-кто сразу же дробно, по-кроличьи застучал по клавишам, взахлеб анализируя, как же будет «демократизироваться система Лукашенко». Целые фантастические повести выходили из-под пера «аналитиков» какого-нибудь Белорусского института стратегических исследований (BISS). Труженики. Работяги. А главное - сплошь умнейшие умницы.
Правда. На самый простой вопрос так никто и не ответил: а зачем этой системе вообще демократизироваться? Что в полюсе? И какова цекна этого «гипотетического плюса»? Перевесит ли она явные минусы (для Лукашенко) от малейших изменений? Система (чтобы там ни говорили) абсолютно самодостаточна в своем нынешнем виден. Удачно паразитирует на других системах. Лихо обманывает партнеров. На должном уровне поддерживает кнут (репрессии) и пряник (социальные выплаты). Тотально контролирует все коммуникационные каналы (политика, медиа, экспертные сообщества и т.д.). Разве это не очевидно? Очевиднее может быть только лоснящаяся лысина на макушке самого АГ. И не надо рассказывать сказки, что если Лукашенко проведет свободные выборы, он получит какие-то миллиардные инвестиции. Деньги он и так получает в нормальных объемах (хочет, конечно, больше - ведь подрастает еще один наследник). А любые свободные выборы - это почти немедленный крах его государства. Она (система) категорически не приемлет диалоговых режимов и как огня боится даже малейшей конкуренции. Тут, между прочим, совершенно уместно будет напомнить о начавшихся «выборах в местные органы власти». Сказав слово «выборы», я рассмеялся. Мало того, что «выборы по-белоруски» - это нонсенс, абсурд, политический оксюморон. Так еще и полномочия местных советов до неприличия никчемны. Зачем они вообще нужны? Правильно. Только для сотворения иллюзии народовластии на самом низшем уровне. Впрочем, для этой же цели нужны и нечто несуразное, именуемое «белорусским парламентом» и даже Совет министров. Потому что Сидорский (кто не знает, премьер-министр) - лишь формальная фамилия в формальной платежной ведомости. Но не человек, принимающий решения.
Так вот. Поляков показательно высекли. Я не о «союзе поляков Анжелики Борис» (им только сочувствие и поддержка), я говорю о «группе Сикорского». Блестящая по замыслу и воплощению (хотя замысла там никакого и не было - обычная рутинная работа провинциальных силовиков) операция официального Минска. С обязательными ироничными вопросами для всех «евро/прагматиков»: «ну, и что вы теперь сделаете?», «Откажетесь от своих пряников?», «Перестанете рассказывать байки о новой, невероятно мудрой стратегии оздоровления лукашенковой Беларуси?», «Прекратите финансировать белорусскую экономику?», «Закроете границы для белорусских товаров?», «Откажетесь от лавров творцов новой стратегии?». А ведь и правда: почему Лукашенко не может позволить себе иронизировать над всеми этими Сикорскими? Он ведь их переигрывает в одну калитку. Сикорский, даже несмотря на его невероятные амбиции, просто мальчик по сравнению с Александром Григорьевичем. Мальчик, который с удовольствием проглотит горькую пилюлю, оботрется и продолжит рассказывать всем, что это именно он придумал гениальную игру по «спасению демократии в РБ».
И все-таки: какие ситуативные задачи решал Минск, организовав бессмысленный «ивенецкий скандал» на ровном месте? В том-то и дело, что никаких. Вообще никаких. Ни близких, ни дальних. Ни голубых, ни зеленных. Машина просто работает в заданном много лет назад режиме: поиск врагов, уничтожение врагов, создание новых врагов, уничтожение новых врагов. А главное - ни малейших послаблений. Группа Лукашенко нанесла удар, оппоненты вытерлись и… заплатили. Через пару-тройку недель, когда кое-кто из белорусских поляков прочно усядется на тюремные нары, известные персонажи вернутся к порочной игрушке, именуемой «либерализация Беларуси». Пойдут соответствующие отчетные семинары (ах, какую лихую стратегию мы запустили в действие), появится очередная парочка желтушных заметок о небывалом прорыве внутри Беларуси в виде очередного «консультационного совета при господине М.», кое-кто из отраслевого (медийного) сообщества с удивлением повторит, что медиа стали чуть свободнее. А некоторые (особо ретивые) и вовсе пройдутся на коленях в направлении президентской администрации. «Там ведь состоится, о боже!, совещание у самого Макея. Вот радость-то привалила!». Спрошу в который раз: а кто такой этот Макей? Какие вопросы решает? На что влияет? О чем думает (только о личных карманах не надо - сам знаю). Кто-нибудь знает его реальную биографию? Стоп. Я ведь пока говорю не о Макее. Мелочь. Тщета. Сегодня еще есть, а завтра и пыльный след его раритетом станет.
Говорю о поляках. О тех самых поляках, которые так упорно накачивали грант-деньгами… субъекта по имени «Милинкевич». Накачивали, пыхтели, хмурились, набычивались, прятались. И аж на пену заходились от злобы, когда кто-то пытался им указать на неразумность финансирования этого странного человечка. Лучше ведь «ничего», чем нечто вредное. И что же сделал храбрый Милинкевич во время битвы официального Минска против маленькой общественной команды Борис? Разумеется, рационально и комфортно отсиделся в глубоком подполье. Только не надо рассказывать, что этот гениальный мозг «работал с документами». Хотя о чем это я? Разве можно критиковать такое гигантище белорусской освободительной борьбы. Он ведь думает глобальными категориями (десятилетними стратегиями - через лет 15-20 в Беларуси, по его версии, точно пройдут свободные выборы), а потому зачем вмешиваться в мелкую и бесполезную стычку. Могут ведь, не разобравшись и по шее надавать. Поведение Александра Владимировича, коего кое-кто по-прежнему считает способным игроком, красноречиво до безобразия. Оно настолько аморально, что можно бы и не комментировать. Но для твердолобых все-таки поясню. Несмотря на наличие каких-то игровых конструкций (коих на самом деле и нет), Милинкевич просто обязан был первым из первых прибыть в точку конфликта и лично встать… против ментов. Один или не один - не имеет значения. Лучше, конечно, в одиночку. Первым из всех. Встать и сказать - «нельзя». Просто нельзя бить и гнобить нормальных людей. И побоку все эти стратегии - тихонько сидим, ждем пока Европа искупает «луковую команду» в кредитном доже, а потом покушаем немного с барского стола (в виде десятка мест в парламенте). Это, если кто не понял, и называется лидерской нравственностью. О харизме ли речь? О настоящих лидерах? Страшно? Глупо? Нерационально (опять же сточки зрения каких-то длинных стратегий)? Возможно. Но приехать и первым встать на защиту - это и есть единственный правильный формат поведения. Если ты на что-то серьезное претендуешь. Остальное - херня. Договоренности. Рейтинги. Планы. И что? А ничего. Этот субъект (Милинкевич) как всегда отсиделся в кустах (ну называйте же вещи своими именами!). А потом выступил с какой-то очередной нелепицей начет того «что изолировать Беларусь нельзя». А кто ее, любезный, изолирует? Изолировать необходимо только ОПГ «Лукашенко», кое пока еще формально управляет страной. А страну, наоборот, за уши вытягивать из «застойного отстойника». Впрочем, я слишком много требую от Александра Владимировича. Не его время. Он вообще не понимает, что происходит и как себя нужно вести. Что ж, любой имеет законное право быть д…ом. Прочие имеют право заблуждаться. И продолжать верить в мифическую либерализацию…
Автор: Михаил ПОДОЛЯК
kompromatby.com/2010/02/18/shheka-sikorskogo.html