Оригинал взят у
very_music_mom в
как слушать музыкуРечь пойдет не о том, что Вы включаете фоном дома, в машине или на пикнике с друзьями. Определяющее слово в данном вопросе СЛУШАТЬ.
Давайте разделим этот вопрос на две части: детскую и взрослую.
Мы поговорим про детскую, которая без участия взрослого, конечно же, невозможна.
Итак для начала надо определиться с целями. Для чего детям слушать музыку?
Существует несколько возможных вариантов ответа.
Например, для веселья и игры.
Чтобы в машине не скучно было ехать.
Чтобы потанцевать.
Или чтобы дать возможность испытать эмоции.
Чтобы развить музыкальный вкус.
Все эти варианты так или иначе присутствуют в нашей жизни, пересекаются друг с другом и взаимодействуют. И степень присутствия той или иной музыки в Вашем доме зависит, конечно же, от Ваших личных пристрастий. Но каждый раз, когда в Вашей жизни с ребенком звучит музыка, отвечайте себе на вопрос, зачем она сейчас звучит. Это поможет скорректировать Ваш музыкальный быт.
Я не эксперт в вопросе психологического влияния той или иной музыки на мозг ребенка. И не буду призывать слушать что-то конкретное. Я всего лишь понимаю психологию стандартных музыкальных схем и то, что, ограничиваясь детскими песенками, Вы навязываете малышу довольно примитивный слуховой опыт. Здесь можно привести сравнение с простейшими рисунками в детских книгах. Представьте, что впечатления о визуальном мире ребенок мог бы почерпнуть только в них. Некоторые думают, что классическая музыка сложна для маленьких детей. Я убеждена, что для маленьких детей вообще не существует ничего сложного. Им скорее может быть вредна излишняя искусственная громкость или излишняя яркость. Берегите их ушки и глаза.
Если Вы хотите, чтобы музыка для Вашего ребенка была не только явлением, заглушающим
тишину, можно завести домашнюю традицию. Раз в день слушать всем вместе какое-то небольшое музыкальное произведение. Попробуйте послушать в течении недели одно и тоже сочинение каждый день. Послушать - это значит отложить свои дела, успокоиться и, включив музыку, попытаться ее услышать. Для начала просто успокоиться, сесть и заставить себя посидеть те 3-5-10-15 минут (в зависимости от длинны сочинения), не разговаривая, выключив звук у телефона и, оставив повседневные дела. Заставлять ребенка делать тоже самое не стоит. Стоит только предупредить, что сейчас Вы будете слушать музыку и это потребует Вашего внимания. Интересно было бы услышать Ваши впечатления от музыки, которую Вы будете слушать неоднократно и с вниманием. На правах взрослого, Вы можете проявить инициативу и найти информацию о том, что Вы слушаете: место сочинения в жизни его автора, а так же в ходе музыкальной истории. Музыкальный анализ - это бездонный мир, в котором можно находить невероятное множество особенностей и семантических нюансов. Не страшно не уметь это все подмечать. Но чрезвычайно интересно проследить за своим восприятием. Проведем групповой эксперимент?
Ну и как же без этого, наиважнейшим в становлении музыкального восприятия, как мне кажется, является живое звучание. И здесь на помощь тем, кто никогда не учился играть ни на каком инструменте, приходят голос и ударные (ложки, кастрюли и крупа в банке - это тоже ударные инструменты). Петь ребенку и петь с ребенком - это очень важная часть взаимодействия, творчества и приобщения. Слушайте, что поет Вам Ваш малыш и пойте ему. Пусть это будет свободная домашняя импровизация. Относитесь к процессу с юмором, с душой и искренне. Помните, что музыка на первом месте, а исполнитель весго лишь ее воспроизводит, но не является главным действующим лицом.
Здесь на помощь приходит фольклор. С его помощью можно изучать традиции, расширять кругозор, привносить в свою жизнь новые события, праздники, игры. Для соприкосновения с фольклором так же не требуется какого-то специального музыкального образования. Если эта тема интересна, я тоже подготовлю семинар.