В ноябре Тоннельный отряд №6 Московского метростроя отмечает свое 80-летие. В далеком 1933 году, а именно 3 ноября приказом начальника Метростроя П. П. Ротерта была создана Контора по электротяговым устройствам, пути и эксплуатации, а в феврале 1934 года началась укладка пути и контактного рельса на первой очереди Московского метрополитена.
В марте 1954-го произошла реорганизация, ТО-6 с тех пор стал выполнять как путевые, так и строительные работы.
Тогда же строителям тоннельного отряда впервые поручили возведение станции глубокого заложения «Фрунзенская», перегонов от нее до «Парка культуры» и от «Ленинских гор» до «Университета», включая эстакаду на Воробьевых горах. Объект был очень сложный, прежде всего гидрогеологическими условиями. Если один участок с водопритоком до 500 кубических метров удалось пройти, применяя битумизацию и цементацию пород, с неимоверными трудностями, то второй сооружали в кессоне под давлением 2 атмосферы. К тому времени главным инженером стал Ю. А. Кошелев.
Участок построен на грани риска, но по инженерному точно и умело. С тех пор стало традицией поручать ТО-6 проходку переходных участков с глубокого на мелкое заложение с самыми сложными геологическими условиями.
Сейчас Тоннельный отряд ведет проходку станции «
Окружная» и
перегонных тоннелей от станции «Селигерская» до «Верхних Лихобор» с переходом с мелкого на глубокое заложение. Стартовав на глубине 20 метров, щит с уклоном 43 тысячных достигнет отметки 60 метров.
10 октября ТПМК «Клавдия» начал свой путь из монтажной камеры около станции «Селигерская». На прошлой неделе они уложили более 35 колец. Скорость пока низкая, так как комплекс втягивается в тоннель, на него не смонтировано все оборудование, которое ставится на тележки только около портала. Это все требует остановок проходки. Но, после того, как весь комплекс полностью уйдет под землю, он разгонится до 150-180 колец в месяц.
1. Помимо этого ТО№6 сооружает огромный подземный пешеходный переход, который будет проходить под Коровинским и Дмитровским шоссе.
2. В него же будет сделан выход из южного вестибюля Селигерской.
3. Сечение перехода вы можете увидеть слева, а справа карман для двух лестниц наверх.
4. Портал левого перегонного тоннеля, где ведет проходку «Клавдия».
5. На эти тележки сверху уже поставили трансформатор, который с начала проходки стоял рядом.
6. «Абигайль» уже почти собрали и вот-вот уже пустят по правому перегонному тоннелю.
7. Механик участка руководит каким-то процессом.
8. Машинист дизельвоза крайне рекомендует мне уйти с пути и не мешаться.
9. Машинист блокоукладчика.
10. Завершается монтаж 37-го кольца.
11. На этом щите нагнетание раствора за обделку идет по старинке - шлангом в блок. В новых щитах, напоминаю, процесс идет автоматически - форсунки стоят в юбке щита и раствор сразу подается в пространство за обделкой.
12. Привезли новое кольцо.
13. 37-е кольцо смонтировано!
14. Виталий Хряпов работает с Ловатами аж с 88 года, когда он уехал в Канаду учится вести проходку для строительства ускорителя в Протвино.
15. Машинист дизельвоза.
16. Даешь метры готового тоннеля!
17. Скоро подготовлю пост про все щиты, которые работают на Мосметрострое. Список получился весьма внушительным.